Британия вышла из Первой мировой войны значительно ослабленной, а сокращение армии обострило конкуренцию видов вооруженных сил за оставшийся бюджет. Надо было «придумывать» новые функции и задачи, чтобы получить под них финансирование. В 1921 году для контроля вновь «отмандаченных» у Турции территорий на Ближнем Востоке Королевские ВВС и предложили использовать авиацию - транспортные самолеты Виккерс «Вернон», переделанные из бомбардировщиков «Вими». Главным отличием от бомбардировщика был объемный фюзеляж. Хотя «Вими» считался одним из лучших бомбардировщиков Первой мировой, характеристики «Вернона» получались достаточно умеренными - дальность полета 500 км при скорости только 120 км/ч. Кабина пилота была открытой, поэтому он получал все прелести изменения погоды, а навигация была чисто визуальной - старались лететь вдоль дорог и каналов.
Уже в 1923 г. Королевские ВВС провели «первую воздушно-наземную» операцию, перебросив по воздуху несколько сот сикхов (кто ж экспериментирует на «белых людях»?) из Кингабана в Киркук для подавление восстания курдов. А от Ирака было и до Афганистана рукой подать…
А кто там у нас был в Афгане? Король Аманулла-хан, вытряхнувший от туда англичан, строил вполне современное государство (типа, заказал самолеты у Советского Союза).
Эмир Аманулла в центре на Центральном аэродроме в Москве
Что очень не нравилось англосаксом. В 1928 г. им удалось «намутить» среди ряда афганских племен «небольшое» восстание талибов в Джелалабаде (как ближайшему к британской Индии) под предводительством муллы Омара «Сына водовоза» Хабибуллы Калакани (мутил там небезизвестный «Лоуренс Аравийский» - британские ВВС под псевдонимом, лично, а когда об этом стало известно в советской и французской прессе, Лоуренса срочно отозвали из Индии). К декабрю война докатилась до Кабула, и хотя обе стороны заверили в «безопасности» британских граждан, реально англичане оказались в окружении в своем посольстве под огнем обеих сторон. Вообще самим заварить и в это же вляпаться - уже традиционно…
3 декабря один из британских дипломатов в Кабуле - бывший военнослужащий ВВС - скреативил вывести сотрудников посольства по воздуху. В самой Индии имелись только две эскадрильи самолетов DH9A - их пытались использовать для разведки положения в Кабуле, но местные племена их активно обстреливали (да, один сбили), так как такие же самолеты были в составе афганских ВВС:
Ближайшие транспортные самолеты нашлись в Багдаде - пришедшие на смену «Вернонам» самолеты Виккерс «Виктория». «Виктория» уже несла до 22 пассажиров, развивала скорость до 170 км/ч. Причем в серии «Виктории» стали цельнометаллическими.
В Багдад первые «Виктории» прибыли в 1926 г. Из Багдада в Индию их начали перегонять 15 декабря 1928 г., 17 декабря первый прибыл в Карачи. Для полета в Кабул возникли две проблемы - нужно было перелететь через Хайберский перевал на высоте 3000 м, да и сам Кабул был на высоте 2000 м - для тогдашних самолетов высоковато. Поэтому в полете самолет мог взять только 10 пассажиров, хотя с аэропланов сняли все что можно (и нельзя). 22 декабря англичане предложили присоединиться к эвакуации и США. Сешеашники, правда, сказали, что они «импасибл».
23 декабря первая группа из 23 женщин и детей была перевезена в итальянское посольство в Кабуле - ближе к аэродрому. Багаж забрали три DH9A. Несмотря на заявленную вместимость «Виктории» в 10 человек, удалось посадить всех 23. Ситуация осложнялась тем, что при отсутствии отопления в салоне пассажиров пришлось укутать в тяжелые одеяла.
Посадка первой партии "беженцев" в Кабуле
Самолет на аэродроме Кабула двигателей не глушил - чтобы не «замерз» - в Кабуле было холодно (в Багдаде их наоборот сразу выключали, чтоб не перегрелись). После взлета самолет еще долго набирал высоту - почти 60 км полета, чтобы перевалить через перевал. На следующий день взяли на борта «Виктории» и 11 DH9A уже 28 работников дипмиссией, включая даже одного румына. Вскоре удалось перегнать из Багдада еще одну «Викторию». Потом к ним присоединился 10-местный Хэндли-Пейдж «Хинаиди». К 1 января вывезли уже 132 человека.
14 января Аманулла-хан бежал из Кабула в Кандагар, отрекшись в пользу брата Инаятуллы. Но «Сын водовоза» имел больше душманов, и уже 18 января новый шах бежал из Кабула на одном их двух самолетов «Виктория», став первым главой государства, воспользовавшимся для бегства авиацией (дальше пошло, поехало, то есть полетело).
Инаятулла идет до самолета...
Хабибулла-хан провозгласил себя эмиром/падишахом/королем. Хотя он был фактически ставленником англичан, но «Афганистан - это улей, где есть пчелы и нет меда» - обстановка продолжала накаляться (с севера вошел "ограниченный контингент" советских войск), и уже 9 февраля было решено отозвать дипмиссию из Кабула. 19 января одна «Виктория» разбилась на Хайберском перевале - сказалось плохое качество топлива в Кабуле. К моменту продолжения эвакуации аэродром засыпало 40-см снегом (гы-гы-гы - русским не рассказывайте). Аэродром расчищали слонами и верблюдами. 25 февраля в воздух поднялись сразу семь «Викторий» и «Ханаиди», посол садился последним с флагом дипмиссии...
Всего за 84 полета вывезли 584 человека - без жертв! Общий налет составил порядка 80 тыс км. Да, сейчас С-17 вывез за один раз 870 человек, и хотя они сидели на полу - это было лучше, чем трястись в разряженном воздухе при минусовой температуре, как 100 лет тому назад… Как далеко зашел прогресс в плане возможностей драпа из Кабула…