Советский истребитель МиГ-23 был довольно популярен на заключительной стадии первой Холодной войны - достаточно широко поставлялся в зарубежные страны, составлял основу нашей фронтовой истребительной авиации и даже его пытался копировать Китай (ну, как шмог). Тем не менее в отношении него в последующем сложилось негативное мнение, как о сложной, малонадежной машине, не отвечающей задачам, характерным для истребителей «четвертого поколения».
Тем интересней краткий такой рассказ об этом самолете американского летчика-испытателя Вилла Уорда (позывной - «Психо»). У Уорда опыт полета на более 60 типах самолетов, начиная с американского «чудо-юда» F-104 «Старфайтера», кончая приобретенными «левым» способом советскими истребителями МиГ-15 и МиГ-21. Этот опыт сделал «Психо» горячем сторонником советских истребителей и советского авиапрома.
Сам "Психо" у своего любимого самолета - рассказывает об воздухозаборнике
Во время авиашоу во Флориде Уорд демонстрировал истребитель МиГ-23МЛ бывших чехословацких ВВС. Конечно, на стоянке - запуск двигателя, изменение стреловидности крыла, рассказывал об особенностях конструкции. При этом Уорд коснулся мифов, сложившихся об этом самолете. В большинстве своем эти мифы складывались из отдельных неудач применения истребителя на Ближнем Востоке и «заставляющих шевелиться шевелюру» рассказах об эксплуатации МиГ-23 в американской 4477-й эскадрилье «Красные орлы» (специально для демонстрации советской техники).
МиГ-23МЛ и МиГ-23УБ на американской авиабазе во Флориде
Дело в том, отмечал Уорд, что первые МиГ-23, поступившие на вооружение Советских ВВС и их союзников были еще достаточно «сырыми» - из-за спешки с перевооружением они поступали в части с еще неотработанной электроникой, механики и пилоты еще не могли достаточной освоить новую технику, в результате те же «Красные орлы» потеряли двух пилотов в катастрофах на МиГ-23. Ага, летать и эксплуатировать, не изучив инструкции - молодца!
Основной же вариант истребителя, представленный Уордом, - МиГ-23МЛ, как и последующий МиГ-23МЛД, разительно отличались от первых серий - от МиГ-23С и МиГ-23М. Первые МиГ-23 поступали в части без запланированного для них локатора («Сапфир-23»), без ракет «воздух-воздух» средней дальности.
Ливийский МиГ-23С - характерен небольшой конус "внепланового" локатора "Сапфир-21" и только ракеты малой дальности К-13. Наши, конечно, поступили по-свински, "сбагрив" первые "неудачливые" серии МиГ-23 арабским союзникам - Ливии, Египту, Ираку...
Зато когда китайцы и пиндосы закупили у Египта МиГ-23С - во, их ждал сюрприз! Китайцы, пытаясь скопировать ряд решений МиГ-23, изрядно намучались, а американцы - "налетались"
МиГ-23М - уже более менее боевой самолет с новым локатором и ракетами средней дальности под крылом. Но все еще недостаточно доведенный и по планеру и по "авионике"
"Суперсекретный" (в СССР была ТАКАЯ секретность!) МиГ-23М в советском фильме середины 70-х годов "Отклонение ноль":
Самолет реально смотрелся фантастически
Кроме того МиГ-23МЛ разительно отличался от них лучшей управляемостью и маневренностью за счет более легкого планера и более мощного двигателя. Электроника и вооружение также были доведены до заданного уровня.
Первый опытный МиГ-23МЛ - уже "настоящий" истребитель
За четыре года, летая на МиГ-23МЛ, Уорд не встречал еще пилотов и техников, которые не «были абсолютно влюблены в этот самолет».
Доставшийся американцам МиГ-23МЛ имел локатор сантиметрового диапазона с дальностью обнаружения целей в 85 км - реально очень удачный для того времени - с возможностью обнаружения целей в нижней полусфере на фоне земной поверхности (раньше, чем у американцев, хотя мы, конечно, "украли") с хорошей устойчивостью к вражеским помехам. По словам Уорда - «выдающийся».
Особое впечатление произвело шасси - с одной стороны решалась задача разместить их в достаточной небольшом объеме узкого фюзеляжа, а с другой - обеспечить эксплуатацию с плохо подготовленных взлетных полос, обеспечивая в том числе и взлет с боевой нагрузкой в 3 тонны!
Мощные тормоза обеспечивали «очень» короткий пробег при посадке плюс дополнительно имелся тормозной парашют. Да и сама уборка шасси - завораживающее зрелище. При этом еще складывается подфюзеляжный гребень.
Уорд также отметил, что слухи, что воздухозаборники МиГ-23 скопированы с F-4 «Фантома» не соответствуют действительности - они совсем другой конструкции и размерности, обеспечивая работу двигателя без помпажа и срывов потоков в воздуховодах.
Сам «титановый» двигатель Р-35 развивает тягу до 13 тонн и разгонял самолет до скорости М=2,35. Двигатели по мере развития типа менялись от Р-27 к Р-29 и наконец Р-35. МиГ-23 этих серий вооружены эффективными и надежными ракетами воздушного боя - от ранних Р-23 до Р-24 и Р-60.
В отличие от западных визави, переходящих тогда на двухконтурные двигатели, советские конструкторы выбрали классический одноконтурный, но по утверждению Уорда - это был возможно лучший одноконтурный турбореактивный двигатель, когда либо сделанный и чрезвычайно надежный. Он не только оказался простым, но еще чрезвычайно приемистым, отлично реагирующим на дачу газа. Уорд отнес Р-35 к той же категории, что и американские Пратт-Уитни J75, стоявшем на F-105 «Тандерчифе» и F-106 «Дельта дарт», но при той же тяге советский двигатель оказался на 500 кг легче! Уорд отметил, что у двигателя практически нет недостатков, к тому же турбостартер ТС-21 обеспечивает его запуск всего за 5-15 секунд.
Также за время развития самолет получил три "редакции" крыльев - первые МиГи имели прямую отклоняему консоль с тремя секциями закрылков, потом крыло получало "зуб" по передней кромке, но без закрылков и наконец на МиГ-23МЛ поставили четырехсекционный закрылок и планер самолета уже выдерживался маневры с перегрузкой до 8,5 ед.
На Западе часто пишут, что у МиГ-23 были три положения установки стреловидности крыла: для взлета и крейсерского полета на малой скорости, для полета на высокой скорости и для воздушного боя. На самом деле, объяснил Уорд, пилот мог выбрать любое положение крыла, сам процесс изменения стреловидности с минимальной на максимальную занимал 18 секунд. На максимальной стреловидности управлением по крену обеспечивалось дифференцированным отклонением плоскостей стабилизатора.
В целом, отмечал Уорд, МиГ-23 представлял собой прекрасный образец истребителя периода Холодной войны, не имеющий ничего общего с устоявшимися стереотипами и мифами.