80 лет "Ланкастеру" и Ту-2

Jan 09, 2021 00:01

9 января исполняется круглая дата - 80 лет первому полету двух знаменитых самолетов Второй мировой войны - британского Авро «Ланкастера» и советского Ту-2. История их создания интересна тем, что она отразилась зеркально - один самолет был переделан в четырехмоторный из двухмоторного, а второй в двухмоторный из четырехмоторного!


Серийный Ту-2

Британский бомбардировщик представлял собой фактически вынужденный экспромт военного времени: находясь в полном цейтноте после воздушной «битвы за Англию» и в условиях начавшихся ночных бомбежек, англичане просто не имели времени для создания «нормальных» самолетов. Требовалось из всего спектра проектов и уже строящихся серийно типов выбрать несколько ключевых для обороны Империи машин. В таких условиях подвисла судьба двухмоторного бомбардировщика Авро «Манчестер» - самолет был неплох, но его моторы «Велчер» были не доведены.


Бомбардировщик "Манчестер"

Для фирмы замаячила перспектива остаться без заказов. В таких условиях было решено заменить два мотора «Велчер» на четыре «Мерлина», которые считались «истребительными» двигателями, но производились массово и были в целом надежны (это кажется, что идея простая - установка тех же моторов «Мерлин» на другой четырехмоторный бомбардировщик «Галифакс» оказалось мягко говоря неудачной). Фактически у самолета менялся только центроплан, но не фюзеляж и оперение «Манчестера».


Сравнение силуэтов "Манчестера" и "Ланкастера"



Первая модель "Ланкастера"

Тем более, производство было уже налажено и разбито на выпуск отдельными заводами отдельных узлов, которые поступали на сборочные линии. В результате и появился самый знаменитый бомбардировщик Британии во Второй мировой войне. Как всякий экспромт, в нем была кучка недостатков - сами англичане признавали, что если бы не война, такой самолет никогда бы не поступил на вооружение Королевских ВВС. Но затмить его славу это уже не могло.

Создание Ту-2 оказалось практически зеркальной историей: конструкторскому бюро НКВД, под началом сидевшего на ресторанном питании Туполевым было предложено создать дальний четырехмоторный бомбардировщик. Причем - пикирующий. Откуда такая возникла идея - трудно сказать. В мире тогда подобный тип самолета создавался только в Германии - печально известный Хейнкель Хе-177 (интересно, что в разгар работ НКВД предложило ознакомить конструкторов Туполева с этим проектом). Несмотря на некоторую химеричность идеи, нужно отметить, что создаваемый Туполевым, позже известный как «самолет 57», пикировщик был довольно компактным - меньше британских «Ланкастера» и «Галифакса», которые и так считались весьма небольшими четырехмоторниками. Поэтому у Туполева возникла идея создавать самолет сразу в двух вариантах - под четыре мотора М-105 (тоже «истребительных») либо под два перспективных М-120 почти вдвое большей мощности. Предполагалась даже взаимозаменяемость машин при смене консолей. Но после разгрома Польши «концепция» быстро стала меняться - стало очевидно, что теория Дуэ - вещь, конечно, хорошая, но в современных реалиях механизации войск неожиданно оказалось, что танки могут занять вражеские заводы раньше, чем их успеет разбомбить «стратегическая» авиация! Когда НКВДешники ознакомили военных со своими работами, то представители ВВС потребовали отказаться от четырехмоторного бомбардировщика в пользу двухмоторного фронтового пикировщика. В результате «самолет 57» уже в начале 1940 г. уступил дорогу двухмоторному «самолету 58» - первому опытному самолету в семействе бомбардировщика Ту-2!


Сравнение силуэтов "самолета 57" и "самолета 58"



Опытный "самолет 58"

В результате так и получилось, что поднялись в воздух оба «зеркальных» «близнеца» в один день. Только «стартовые позиции» оказались разными - для «Ланкастера» уже было фактически отлаженное серийное производство и массовый и надежный мотор, а Ту-2 еще предстояло пройти лечение «детских болезней» и самого самолета и его мотора - Швецова М-82...

Ту-2, чудеса на виражах, Британия, Туполев

Previous post Next post
Up