На неделе англичане и французы приступили к работам в рамках совместной программы создания перспективной боевой беспилотной системы, что дало повод журналу «Флайт Интернейшнл» провести флеш-моб наиболее известных «детей» англо-французского марьяжа...
Аэроспасьяль-БАК «Конкорд»
Сверхзвуковой «Конкорд» всегда скромно заявлялся своими создателями как самый знаменитый пассажирский самолет, который когда-либо летал. Договоренность о совместной разработке сверхзвукового пассажирского самолета Франция и Великобритания достигли в 1962 г., а в 1969 г. «Конкорд» совершил свой первый полет. Несмотря на мощную рекламу (кто смотрел фильм «Спасите «Конкорд»?) и «гламурный» образ, проект не имел коммерческого успеха (говорят, что из-за нефтяного кризиса середины 70-х, хотя скорее из-за протекционистских мер США). Всего было построено для «Эр Франс» и «Бритиш эрвейс» 14 самолетов, которые эксплуатировались до страшной катастрофы 25 июля 2000 г. Правда, злые языки утверждают, что «Конкорд» убил интернет - смысла торопиться через океан на деловую встречу уже не было, видеоконференцию можно было уже провести через что-нибудь «скайпоподобное». В общем, с ноября 2001 г. «Конкорды» отправились в музеи.
SEPECAT «Ягуар»
Истребитель -бомбардировщик «Ягуар» был разработан англо-французским консорциумом в начале 1970-х годов, как главный ударный самолет ВВС этих стран для поле боя. Поступив на вооружение в 1973 г. он участвовал в конфликтах в Чаде, в Персидском заливе. Кроме основных стран-производителей он выпускался по лицензии в Индии, поставлялся в Нигерию, Оман и Эквадор. Буквально пару недель назад единственным эксплуатантом «Ягуара» осталась Индия, где на крыле порядка 160 этих машин.
BAE Systems / Dassault «Боевая система будущего» FCAS
FCAS создается в рамках англо-британского проекта, направленного на создание беспилотной боевой системы, пригодной для принятия на вооружение после 2030 года. Проект опирается на предыдущие работы англичан по БПЛА «Таранис» и французов - по БПЛА «Нейрон». Силовую установку разрабатывают Rolls-Royce и Snecma, а оборудование - Selex ES и Thales.
Эрбас А300
Сейчас, пожалуй, сложно и вспомнить, что одним из основателей европейского консорциума «Эрбас индастри» в середине 1960-х годов была и Великобритания. Совместная работа марьяжа с Германий ознаменовалась в 1974 г. созданием первого «общеевропейского» лайнера А300. Но в 2006 г. BAE Systems вышла из консорциума, чтоб сосредоточиться на работах в области боевой авиации и для более тесной кооперации с американцами. (Чутье англичан не подвело: оборонное подразделение «Эрбас» сейчас хронически убыточно, чего нельзя сказать про BAE Systems). Правда, крылья для «Эрбасов» англичане продолжают клепать на своем заводике в Уэльсе...
«Еврофайтер»
Если бы программа создания «европейского истребителя будущего» развивалась так, как она была задумана в начале 1980-х годов, англичане и французы летали бы на одних и тех же истребителях... Но, с криком «Vive La différence» (в переводе на китайский - «Пусть цветут все цветы») французы вышли из программы еще в самом ее начале, сделав ставку на доморощенный «Рафаль». Сейчас, созданный совместно с немцами, испанцами и итальянцами, выпускаемый в Британии «Тайфун» является главным конкурентом французского «Рафаля» на мировых рынках. «Рафаль» прорвался на рынок Индии, «Тайфун» уже летает в Австралии и Саудовской Аравии, заказан Оманом... Не везёт англо-британским проектам истребителей - ранее также загнулся совместный проект самолета с изменяемой стреловидностью крыла.
Sud Aviation «Каравелла»
Один из этапных пассажирских самолетов мировой авиации Sud Aviation SE 210 «Каравелла», впервые полетевший в 1955 г., не в последнюю очередь обязан своим успехом британским двигателям Rolls-Royce «Эвон». Кроме того, для создания кабины использовался опыт злополучной британской «Кометы».
MBDA
Одним из примеров совместного «творчества» Франции и Великобритании в рамках европейского сотрудничества (вместе с Германией и Италией) является работа по управляемому оружию в концерне MBDA. Среди созданных концерном образцов можно выделить «стэнд-оф вепонс» - ракеты "воздух-земля" «Шторм шэдоу» /SCALP-EG и дальнобойную ракету "воздух-воздух" с прямоточником «Метеор», а также перспективные работы по легкой противокорабельной ракете FASGW / ANL для вооружения вертолетов.
Хотя «сотрудничество» там такое..., что американцы прямо во время авиационной выставки в Берлине заявили о выходе из совместного с MBDA проекта создания ракетного комплекса ПВО. Слова, которые сопровождали, «впечатления» американцев об опыте «сотрудничества», выдержит редкая бумага...
Авиадвигатели
Пожалуй, наиболее успешным было англо-французское сотрудничество в области создания авиационных двигателей - в первую очередь для совместных проектов: «Олимп» 593 для «Конкорда» и «Одур» для «Ягуара». Также был создан турбовальный двигатель RTM322 для трехмоторного вертолета «Мэрлин», а также самый мощный на западе турбовальный двигатель ТР400-D6 для транспортного Эбрас А400М «Атлас».
Де Хэвиленд «Вампир»
Британский реактивный истребитель «Вампир» производился по лицензии во Франции после войны. Всего было выпущено 200 «Вампиров» в основном модификации Мk.5.
Дассо «Мисте-Дельта» MD550
Первый истребитель с треугольным крылом Марселя Дасса - «Мисте-Дельта» MD500, выполненный под британский двигатель Армстрон-Сиддли «Вайпер» MD30R, подозрительно напоминал британский рекордный самолет Фэйри FD2, который до того попросили «пощупать». Хотя в серию MD500 не пошел, одна из следующих моделей, развивающая тему треугольного крыла стала родоначальником знаменитого истребителя «Мираж» III, имевшего успех по всему миру.