Англо-французский авиамарьяж

Nov 10, 2014 22:57

На неделе англичане и французы приступили к работам в рамках совместной программы создания перспективной боевой беспилотной системы, что дало повод журналу «Флайт Интернейшнл» провести флеш-моб наиболее известных «детей» англо-французского марьяжа...

Аэроспасьяль-БАК «Конкорд»


Сверхзвуковой «Конкорд» всегда скромно заявлялся своими создателями как самый знаменитый пассажирский самолет, который когда-либо летал. Договоренность о совместной разработке сверхзвукового пассажирского самолета Франция и Великобритания достигли в 1962 г., а в 1969 г. «Конкорд» совершил свой первый полет. Несмотря на мощную рекламу (кто смотрел фильм «Спасите «Конкорд»?) и «гламурный» образ, проект не имел коммерческого успеха (говорят, что из-за нефтяного кризиса середины 70-х, хотя скорее из-за протекционистских мер США). Всего было построено для «Эр Франс» и «Бритиш эрвейс» 14 самолетов, которые эксплуатировались до страшной катастрофы 25 июля 2000 г. Правда, злые языки утверждают, что «Конкорд» убил интернет - смысла торопиться через океан на деловую встречу уже не было, видеоконференцию можно было уже провести через что-нибудь «скайпоподобное». В общем, с ноября 2001 г. «Конкорды» отправились в музеи.


SEPECAT «Ягуар»


Истребитель -бомбардировщик «Ягуар» был разработан англо-французским консорциумом в начале 1970-х годов, как главный ударный самолет ВВС этих стран для поле боя. Поступив на вооружение в 1973 г. он участвовал в конфликтах в Чаде, в Персидском заливе. Кроме основных стран-производителей он выпускался по лицензии в Индии, поставлялся в Нигерию, Оман и Эквадор. Буквально пару недель назад единственным эксплуатантом «Ягуара» осталась Индия, где на крыле порядка 160 этих машин.

BAE Systems / Dassault «Боевая система будущего» FCAS


FCAS создается в рамках англо-британского проекта, направленного на создание беспилотной боевой системы, пригодной для принятия на вооружение после 2030 года. Проект опирается на предыдущие работы англичан по БПЛА «Таранис» и французов - по БПЛА «Нейрон». Силовую установку разрабатывают Rolls-Royce и Snecma, а оборудование - Selex ES и Thales.

Эрбас А300


Сейчас, пожалуй, сложно и вспомнить, что одним из основателей европейского консорциума «Эрбас индастри» в середине 1960-х годов была и Великобритания. Совместная работа марьяжа с Германий ознаменовалась в 1974 г. созданием первого «общеевропейского» лайнера А300. Но в 2006 г. BAE Systems вышла из консорциума, чтоб сосредоточиться на работах в области боевой авиации и для более тесной кооперации с американцами. (Чутье англичан не подвело: оборонное подразделение «Эрбас» сейчас хронически убыточно, чего нельзя сказать про BAE Systems). Правда, крылья для «Эрбасов» англичане продолжают клепать на своем заводике в Уэльсе...

«Еврофайтер»


Если бы программа создания «европейского истребителя будущего» развивалась так, как она была задумана в начале 1980-х годов, англичане и французы летали бы на одних и тех же истребителях... Но, с криком «Vive La différence» (в переводе на китайский - «Пусть цветут все цветы») французы вышли из программы еще в самом ее начале, сделав ставку на доморощенный «Рафаль». Сейчас, созданный совместно с немцами, испанцами и итальянцами, выпускаемый в Британии «Тайфун» является главным конкурентом французского «Рафаля» на мировых рынках. «Рафаль» прорвался на рынок Индии, «Тайфун» уже летает в Австралии и Саудовской Аравии, заказан Оманом... Не везёт англо-британским проектам истребителей - ранее также загнулся совместный проект самолета с изменяемой стреловидностью крыла.

Sud Aviation «Каравелла»


Один из этапных пассажирских самолетов мировой авиации Sud Aviation SE 210 «Каравелла», впервые полетевший в 1955 г., не в последнюю очередь обязан своим успехом британским двигателям Rolls-Royce «Эвон». Кроме того, для создания кабины использовался опыт злополучной британской «Кометы».

MBDA


Одним из примеров совместного «творчества» Франции и Великобритании в рамках европейского сотрудничества (вместе с Германией и Италией) является работа по управляемому оружию в концерне MBDA. Среди созданных концерном образцов можно выделить «стэнд-оф вепонс» - ракеты "воздух-земля" «Шторм шэдоу» /SCALP-EG и  дальнобойную ракету "воздух-воздух" с прямоточником «Метеор», а также перспективные работы по легкой противокорабельной ракете FASGW / ANL для вооружения вертолетов.
   Хотя «сотрудничество» там такое..., что американцы прямо во время авиационной выставки в Берлине заявили о выходе из совместного с MBDA проекта создания ракетного комплекса ПВО. Слова, которые сопровождали, «впечатления» американцев об опыте «сотрудничества», выдержит редкая бумага...

Авиадвигатели


Пожалуй, наиболее успешным было англо-французское сотрудничество в области создания авиационных двигателей - в первую очередь для совместных проектов: «Олимп» 593 для «Конкорда» и «Одур» для «Ягуара». Также был создан турбовальный двигатель RTM322 для трехмоторного вертолета «Мэрлин», а также самый мощный на западе турбовальный двигатель ТР400-D6 для транспортного Эбрас А400М «Атлас».

Де Хэвиленд «Вампир»


Британский реактивный истребитель «Вампир» производился по лицензии во Франции после войны. Всего было выпущено 200 «Вампиров» в основном модификации Мk.5.

Дассо «Мисте-Дельта» MD550


Первый истребитель с треугольным крылом Марселя Дасса - «Мисте-Дельта» MD500, выполненный под британский двигатель Армстрон-Сиддли «Вайпер» MD30R, подозрительно напоминал британский рекордный самолет Фэйри FD2, который до того попросили «пощупать». Хотя в серию MD500 не пошел, одна из следующих моделей, развивающая тему треугольного крыла стала родоначальником знаменитого истребителя «Мираж» III, имевшего успех по всему миру.

Конкорд, Ягуар, Мираж, Британия, Эрбас, Франция

Previous post Next post
Up