И -цатая часть про стоимость F-35

Oct 29, 2020 12:11

Программа JSF (F-35) всегда была головной болью Пентагона - сначала из-за проблем с согласованием технического задания между видами войск, потом проблемами с разработкой серийных вариантов, а потом из-за постоянного роста стоимости программы. В результате программа оказалась самой дорогостоящей, что вполне логично привело к предложениям «что-нибудь урезать», может быть «до самых ушей». Сначала процесса шел «сверху» - от конгресса и «представителей» общественности, потом возникли трения и внутри самого Пентагона, особенно когда стало ясно, что JSF «отгрызает фонды» от других программ, а задержки с программой ведут к снижению боеготовности самих вооруженных сил.

На фоне такой фронды Локхид и Пентагон (в лице руководства программы) делали всё, чтобы показать, что F-35 - «самое дешевое решение» и «что программа слишком дорогая, чтобы от нее отказаться». Легкая такая форма шизофрении…

Так «Объединенный офис программы» практически ежегодно докладывал о снижении стоимости F-35 (например, в 2017 г. - на 7,3% по сравнению с предыдущим годом). Радостно докладывали о падении цены ниже знаковых 100 млн талеров и т.д. В 2019 г. цена заявлялась в 81 млн вечнозеленых. Однако различные материалы конгресса показывали цифры значительно бóльшие. Вот интересная диаграмма - сравнение официально заявленных цифр стоимости моделей F-35 и данных об их цене в официальных документах ВВС, флота и корпуса морской пехоты на планируемый 2021 г.:



Каким же образом «Локхид» и «Объединенный офис» морочит голову? Система довольно простая. Фактически контракт на партию самолетов (в данном случае «предсерийного производства») разбивается на множество подконтрактов - более 20. Официально это объясняется тем, что производство самолета - процесс длительный и требуется заранее выделять деньги на «заготовку материалов, требующих большого времени изготовления». Фактически работы оплачиваются еще до заключения «официального контракта», который называется «ударить по рукам» - когда «Офис» и «Локхид» официально согласует цену на самолет. Обычно такой официальный контракт оказывается где-то 10-15 в ряду контрактов на данную серию. Стоимости контрактов на момент «хенд-шейка» суммируется, и это стоимость объявляется стоимостью F-35 текущей серии, которая, ура, «опять снизилась». Юмор в том, что после этого основного контракта заключаются дополнительные контракты - 8-10 - на «доработку», «доводку», «модернизацию» данной серии. Причем часто такие контракты объединяют затраты по разным сериям самолетов (но все равно затраты по данной серии там выделяются). Вот если просуммировать ВСЕ такие контракты, неожиданно выяснится такая картина, как на представленной диаграмме.

Причем игры-играми, но ведь видам войск приходится платить реальные деньги, выше запланированных расходов. И вот тут в глубине ведомств возникают идеи «подрезать» «Маленького дристуна» в пользу более «эффективных решений». Так, если ВВС США божились, что не закажут ни одного самолета другого типа, пока полностью не будет закончена программа F-35, решили закупить F-15EX по цене… 150 млн за штуку! Кстати, пролаз «Боинг» не только сейчас отгрызает часть бюджетного пирога на закупку истребителей, но и обещает в будущем урвать приличный кусок расходов ВВС на закупку запчастей для F-35, у которого стоимость эксплуатации и так космическая. В результате «конкуренция» не снижает стоимость «продукции», как нам любят рассказывать - она ее повышает!

Аналогично сейчас происходит и с палубным F-35C, который «подрезал» опять же боинговский F-18E/F.

Корпус морской пехоты, где формально конкуренции нет, поступил проще - урезав планируемый объем закупок с 420 до 312 самолетов…

Причем сокращение авиапарка КМП и рост его цены вызывает забавный парадокс, который морпехи объясняют так: «эта техника слишком дорога, чтобы ее использовать, и слишком дорога, чтобы ее потерять». Эту тенденцию отметили еще по Афгану, когда принимая решение на бой, часто исходили из того, что цели операции не оправдывают вероятность потери боевой техники (в данном случае - вертолетов), которых мало, а стоят они дорого…

f-35, Афганистан, морская авиация, флот США, ВВС США

Previous post Next post
Up