Уже 20 лет, с 13 сентября 1994 г., самолет «Белуга», созданный на базе авиалейнера А300, возит на сборку готовые секции самолетов концерна «Эрбас». Свое название транспортник получил за характерную форму фюзеляжа, похожую на этот вид полярных китов. В настоящее время пять «Белуг» совершают порядка 60 рейсов в неделю между 11 различными аэродромами. В честь круглой даты журнал "Флайт интернейшнл" подумал о списке 12 самых экстравагантных летательных аппаратов.
Ка-32
Вертолет соосной схемы Ка-32 создан как гражданская версия военного вертолета Ка-27 и широко используется в качестве пожарного, спасательного и для транспортировки на внешней подвеске тяжелого груза. В истории авиации было много необычных вертолетов, но соосная схема Ка-32 делает его неповторимым.
Пьяджио P.1HH «Хаммерхэд»
Внешние формы безошибочно указывает на родственную связь с его «сестричкой» - «Аванти». Отличие только в характерном «шарике» опто-электронной разведки. Но даже среди многообразия БПЛА новый «Хаммерхэд» выделяется своим внешним видом. Представив его на Парижском авиасалоне в 2013 г., фирма «Пьяджио» надеется занять заметную нишу в классе «средневысотных дальних» БПЛА.
Шорт «Скайвэн»
Выпускавшийся в Бэлфосте этот 19-местный высокоплан в основном использовался в качестве транспортного самолета и за свои «квадратные» формы получил у пилотов прозвище «Сарай». Всего с 1963 г. по 1986 г. было выпущено 153 «Скайвэна», и хотя он часто возглавляет хит-парады «Самый уродливый самолет», является самой настоящей «рабочей лошадкой».
МакДоннелл ХР-85 "Гоблин"
«Гоблин» представлял собой носимый истребитель, который должен был размещаться в бомбоотсеке стратегического бомбардировщика В-36 для обеспечения его самозащиты. В случае появления вражеских истребителей «Гоблин» запускался с помощью выдвижной трапеции, а после боя принимался обратно на носитель. Всего были заказаны два опытных самолета, но проект был остановлен в 1949 г., когда появились более «интересные» схемы.
Бич «Старшип»
Специалисты так и не определились, был ли выпускаемый в Вочите «Старшип» выдающимся самолетом или большой глупостью. С одной стороны, футуристический дизайн целонокомпозитной «утки» с двумя толкающими винтами, с другой - полный финансовый провал с общим объемом выпуска 53 самолета на рубеже 80-90-х годов. В 2003 г. эксплуатация «Старшипов» была запрещена из-за проблем с техническим обслуживанием.
Воут V-173
«Летающая сковородка» была разработана во время Второй мировой войны, как самолет короткого взлета и посадки, но после испытаний с 1942 по 1947 г. единственного летного образца проект был закрыт.
Эвиейшн-трейдерс «Карвэр»
В 1960-х появился новый бизнес - перевозка богатеньких пассажиров вместе с их автомобилями. Главе фирмы «Эвиейшн Трейдерс» Фрэдди Лэйкеру ударила в голову идея переделать четырехмоторные списанные Дугласы DC-4 в «членовозы». Самолет нес 25 пассажиров и автомобили, загружаемые через носовой люк. Однако идея использования в качестве «вип-транспортеров» списанные самолеты оказалась не очень продуктивной - из 21 самолета восемь разбились...
ADAM A700
В начале 2000-х годов на буме развития деловой авиации стартап «ADAM эркрафт» разработал двухбалочный реактивный А700 и его поршневой вариант - А500. Шестиместный А700 с двумя ТРДД «Вилльямс» FJ33 в хвостовой части фюзеляжа отличался оперением, вынесенным на двух крыльевых балках. Оригинальность не помогла - в 2008 г. фирма обонкротилась.
ATG «Джэвелин»
Еще одной жертвой спада деловой авиации во время кризиса 2008 г. стал проект самолета «Джэвелин» фирмы «Технолоджи групп» из Калифорнии. Самолет, правда, не отличался особо оригинальным внешним видом, если не считать необычным тот факт, что деловой самолет был «замаскирован» под истребитель!
Боинг 747 LCF
Версия «Белуги» из Сиэтла - «Дримлифтер» - создан на базе пассажирского Боинга 747-400 и специально предназначен для перевозки секций 787-го «Дримлайнера», в основном из Азии в Эверетт. Первый полет состоялся в 2006 г.
Экранопланы Алексеева
Один из самых секретных советских проектов был вскрыт американской разведкой в 1966 г., которая сфотографировала необычный десятимоторный, с размахом 37 м летательный аппарат, прозванный «Каспийским монстром». «Монстр» оказался экранопланом конструкции Ростислава Алексеева с крылом малого удлинения, использующего в полете эффект «близости земли» - «экрана». Всего было построено несколько этих оригинальных летательных аппаратов.
Эджли «Оптика»
В середине 1970-х на базе студенческого проекта британский конструктор Джон Эджли создал уникальный самолет с практически круглой, остекленной кабиной, установленной перед двигателем в кольцевой насадке. Необычная кабина обеспечивала "сферический" обзор на 270 гр по горизонтали. Первый полет состоялся в 1979 г., а всего было выпущено 22 таких самолета. На последнем авиасалоне в Фарнборо Эджли в очередной раз пытался заинтересовать своим самолетом потенциальных заказчиков...