Учитывая запланированный «хорёк» для канадского конкурента - «Бомбардье», интересно было глянуть на состояние дел на рынке «региональных» самолетов по данным журнала «Флайт».
Открывает наш обзор «слез и боли» украинская «фирма» имени О.К. Антонова... Хотя, чем там открывать? Фактически от украинских «региональников» осталась одна «шкурка» - каким-то образом «народ» там числит портфель заказов аж на 19 самолетов, из которых ... на 10 Ан-178 (типа, для Азербайджана) - рыдать здесь.
Всего за год поставлен один Ан-148 - нашего производства, так полагаю... Тут даже хоронить нечего.
Далее идет китайская AVIC (или AIC - как сокращать) с «турбопропом» МА-60/600 - известного тем, что минимум десятая их часть разбилась досрочно. И вообще машина не то что для стран «3-го мира» - даже для 4-го. Есть правда в портфеле 46 заказов от забытых богом и авиацией перевозчиков...
Ясно, сколько Ан-24 не переделывай, машина требует срочной замены - но с МА-700 пока только рекламные проспекты на виду.
«Бомбардье» (RIP) - интересно глянуть, на чем фирма надорвалась.
А вот - в 2008 г. практически одновременно с «Суперджетом» канадАцы выпускают свой самый большой «региональник» - CRJ1000 на 100 мест - тот же «формфактор», что «Супер». Только то, что «растянули» самолет предыдущего поколения - забыли. Ожидаемо получили только 68 заказов («Суперов» уже выпущено более 170 и 140 летает на линиях!) - портфель остался только на 5 заказов. Общий объем заказов этого подразделения фирмы - 56 машин - в два раза меньше, чем «Аэрофлот» недавно заказал «суперов»! Понятно, что лавочку пора прикрывать.
Объем заказов на «турбопроп» «Бомбардье» - Q400 - 62 шт. также не внушает оптимизм, производство еле теплится (поставлено за три квартала только 9 самолетов) - явный слив «Эрбасу». Фактически бизнес «турбопропов» продан за копейки - 300 млн. Наши предлагали больше, но... «канадцы» (тм)!
Восточные «слезы и боль» - то, как японцы разрабатывают свой «региональник» MRJ.
Последние «оптимистичные» новости - головной концерн «Мицубиси» решил бросить в «печку» программы еще 1,9 млрд долл. Это при первоначальных затратах по некоторым данным 1,7 млрд! Помните, у нас вопежИ по поводу субсидирования государством «Супера»? - «Лучше бы отдали нам - инвалидам и пенсионерам!» Читать про ход работ без рыданий нельзя: с прочностью крыла промахнулись, да и много с чем другим (сломать педали управления перед первым полетом - это сила!). Японцы проектировать самолеты банально не умеют - это фактически попытка научиться на своих ошибках. Плюс нужно менять всю проводку и размещение электроники в фюзеляже. Значит, полностью переделывать самолет. По мимо четырех опытных машин заказаны еще два опытных самолета. Ага, V2.0. Проводку делать подрядили французскую фирму «Латекор» (жив, курилка!), а кто им нормальное крыло сделает? - пока не ясно.
Зачем такие страдания? У японцев есть «марковка» - в ближайшее время ожидается замена почти 3 тыс «региональников» в США в малом «формфакторе» (около 70 мест), а из современных машин такое «делают» (пытаются) только японцы и бразильцы. Японцы пока чуть впереди. Вот американцы и ждут, не отказываясь от заказов (хотя первые «отказы» уже пошли), а японцы перезапускают программу по второму кругу (фактически - по третьему!). Вот только вес уже превышен на тонну за американские нормативы, а будут дальше «усиливать». В общем, выгорит ли - еще вопрос. Большой.
Неожиданно огорчили главные игроки на рынке «региональников» - бразильцы (мы им такое крыло сделали!)
Что там случилось, не очень понятно (может кто объяснит?), но пошли отказы от заказов - по итогам года отказались от 83 самолетов - в основном нового поколения Е2. Более менее держатся заказы только на самую младшую модель - Е175-Е2 (американцы! - и старая модель 175-го идет хорошо - их размерчик). В чем проблема, пока непонятно - возможно заказчики боятся проблем с двигателями «Пратт-Уитни» и более высокой цены при относительно дешевом топливе, когда самолет может банально не окупиться.
«Радость через боль труд» - это работа китайцев из COMAC над своим «джетом» ARJ21.
Кажись в этом году китайцев прорвало: поставлено уже 7 самолетов для «домашней» авиакомпании. Заявляется аж о 500 заказах! (это-то при китайском «рынке» региональников - за плинтусом). Из них реально просматриваются 220 заказов, а также неожиданный заказ от «стартапа» из Внутренней Монголии - авиакомпании «Чингиз-хан» на 20 машин в этом году, ага. Шансов у китайцев получить сертификат штатов или «европы», похоже, нет. Но «подковерная борьба» идет (мелкий шантаж европейцев о взаимном признании сертификатов)...
Про «Суперджет» можно сказать только то, что после получения заказа от «Аэрофлота» на 100 дополнительных самолетов - там точно «все хорошо»(с). Но хотелось бы отметить одно - влияние «Супера» на рынок «региональников». Тут «спецы по всем вопросам» воют ослицами, что типа, никто за рубежом их не покупает и все такое... Проблема рынка в другом - при небольшом его объеме (200 шт, но немного растет) дешевый и современный самолет не может на него не давить: покупатель на переговорах всегда может бросить аргумент - «А у «сухих» дешевле!» В результате другим приходится снижать цены до уровня окупаемости, а в случае с «Бомбардье» и МНОГО ниже (вообще красавы - выбили из правительства Трюдо млрд вечнозеленых - на поправку дел, а потом отдали бизнес «Эрбасу» бесплатно!
где баблям-с, вас спрашиваю?).
Поэтому кстати «Сухой» был серьезным раздражителем в отношениях ни много ни мало между правительствами России и Бразилии! Каждый «Суперджет», нашедший покупателя даже в нашей стране (передано заказчикам уже 26 самолетов в этом году) - прямой удар по карману других участников «регаты». Отсюда и такой вой «специалистов по всем вопросам», и такая попоболь производителей...
Да, про «Эрбас» забыл. А у них все хорошо - рынок «турбопропов» они с ATR72 монополизировали, конкурент - «Бомбардье» издох, поставки (уже в этом году более 130 машин) растут! Можно радоваться. Пока. Пока нет Ил-114...
Продолжение следует (шучу)