"...Не видать парижским шлюхам русских соболей!"(с)

Aug 19, 2018 18:04



В 1957 г. запустили не только «Спутник», но и много чего еще… Было решено провести массовые сокращения обычной авиации в пользу ракетных войск стратегического назначения. Под «нож» попала и дивизия дальней авиации, стоявшая в Монино. А заодно авиаремонтный завод… К людям тогда было принято относиться «по-мягше, студент», и аэродром и завод было решено отдать под дачи московским «труженикам». Похоже, именно тогда начальник Академии в Монино, расположенной прямо за забором части, маршал авиации Красовский (кстати, активной участник боев на Курской Дуге, которым сейчас 75 лет) сказал похожую фразу! Чтобы не отдавать старый, заслуженный аэродром Красовский нашел «красивое решение» - объявил, что тут будет музей авиации для теоретической подготовки слушателей Академии. Цеха авиаремонтного завода «стали» помещениями музея, а только что отремонтированный дальний бомбардировщик Ту-4, который следовало сдать в металлолом, был объявлен первым экспонатом музея и поставлен в самом углу аэродрома… Так начал свою нелегкую жизнь самый известный музей авиации в нашей стране. «Отжатый» в честной борьбе у чинуш знаменитый аэродром, с которого стартовали Чкалов и Громов, с которого во время войны бомбили Берлин, стал последним приютом для многих уникальных самолетов. Он позволил «своим ходом» перегонять сюда самые тяжелые самолеты - крупнейший тогда в мире самолет Ан-22, стратегические бомбардировщики, пассажирские самолеты. Именно это сделало коллекцию Монинского музея такой многоплановой и во многом уникальной…

Потом пришли другие времена и чинуши с «более лохматыми лапами». Академию ликвидировали, аэродром таки отдали уже под «коттеджи». Теперь перегнать в музей тот же «Руслан» нет никакой возможности… Но музей худо бедно живет, и сегодня у него был день «открытых дверей» - «День авиации»! Всех причастных с праздником!

Сейчас туда попасть не проблема, а в «суровые» советские времена, когда музей был на территории части - это был «квест»…

Первый раз попал туда школьником… Когда «лагеря», где мужал дух советских детей, кончились, а школа еще не думала начинаться, мне позвонил одноклассник…

- Поехали в Монино, делать все равно нечего!
- Там же только с организованными экскурсиями можно!
- Прорвемся как-нибудь, главное документы взять…
Так мы с утра пораньше двинулись в дорогу…

Что-то сразу не задалось - в троллейбусе выяснилось, что забыл паспорт, а у приятеля было только свидетельство о рождении - молод еще :-). Пришлось возвращаться… Так как на электричках того направления никогда не ездили, то попали в «засаду» - поезд ушел на другую ветку. Не на Монино. Выяснили, слезли. Но вернуться оказалась не судьба - попали под «перерыв», который бывает на некоторых направлениях электричек… Что делать? Опросили местных жителей - оказывается можно автобусом добраться до нужной ветки, а там продолжить электричкой… Пока добрались до Монино, как полагается по «закону подлости Природы», попали под обед - проходная была закрыта… Пошли перекусить и подождать (если бы прошли дальше, могли найти дырку в заборе, но кто ж знал!).

Обед кончился, пошли на проходную… А там! - уже небольшая толпа желающих попасть музей. В «стекляшке» дежурный в бюро пропусков отшивал всех по очереди: «Посещение музея только в составе организованных групп! Никаких индивидуалов!» Особенно возмущался какой-то мужик из Мурманска… «Не положено!» Печалька, но «Попытка не пытка, не правда ли, т. Берия?» - сказал мой друг и мы встали в очередь. В конце. Дело дошло до нас. Чтобы не слушать стандартный отказ, взял быка за фуражку: «А кто может решить наш вопрос?» - Начальник Академии! - сразу «послал» дежурный. «Давайте телефон!» Дежурный флегматично продиктовал четыре цифры.

Пошел к «местному», набираю:
- Дежурный по Академии генерал-лейтенант имярек слушает!
О, как, но все же легче, чем начальник. «Народ цинизм любит»:
- Товарищ дежурный, тут на проходной собралась целая группа желающих посетить музей, ее не пускают, требуют вашего решения!
Видать дежурному было больше всего до нас, ага. Разбираться времени явно не было, и тот только буркнул:
- Сейчас позвоню на проходную.

Через пять минут из «стекляшки» пропускного раздалось:
- Где тут группа на посещение музея? Сдавайте документы!
Опять засада - пока сыр-да-бор, большинство желающих попасть музей рассосалось! Остался только тот мужик из Мурманска. Напряглись. Но собрали два паспорта и свидетельство о рождении, и «группа» подала документы. Дежурный было все равно - приказ есть приказ… Группа хоть из одного! Посмотрел на свидетельство, как на новые ворота: «Дети у нас в сопровождении взрослых - кому в пропуск писать». - Ну, мне пишите. - Ага «ребенок», выше меня. Слегка очкуя подошли к контролю: «А этот мальчик со мной, предъяви Свидетельство». - Зачем мне Свидетельство? В пропуске ребенок записан, - проходите! Блин! Так весь класс можно было захватить!

Но квест продолжался. В Монино-то мы попали, надо еще до музея добраться. А времени все меньше! И тут хорошо выручил «мужик из Мурманска» - он знал туда дорогу! Пошли чуть ли не бегом. По-прямой. Проскочили пару каких-то заборов с КПП. Только позже узнали, что это была собственно Академия, куда требовался отдельный пропуск. Но тормознуть нас не догадались. В последующие посещения приходилось обходить Академию по периметру, что слегка удлиняло путь…

К музею попали за час до закрытия! Вошли, спросили порядок посещения у смотрителя. Тот сказал: «По музею можете ходить свободно, но на открытую площадку с экспонатами только в сопровождении экскурсовода!» Кругом засада! Оглянулись - в первом зале кроме нас было еще человека четыре - местных, пришедших отдохнуть, похоже, жены офицеров. Пичалька. Тут откуда-то сбоку вышел мужик (не дед) в приличном костюме и с указкой: «Вижу, тот народ собрался. Давайте я сформирую из вас группу и проведу экскурсию!»

А-а-а-а-а!!!

«Сталкер» первым делом подвел нас к стенду (был там тогда такой) с большим количеством моделей, в основном бипланов - 20-30-х годов:
- Я летал на этом, этом, этом, этом, этом, этом, этом… На этом, этом, этом, этом я учил летать испанцев.
И понеслось! …Самолет лучшего аса союзников - Кожедуба… «На таком самолете наш летчик Пепелев в Корее сбил наибольшее в истории число реактивных самолетов - американских»… «На таком самолете летчик Елисеев впервые на реактивном выполнил таран!»

Один час. Один час!

А когда лет несколько спустя тот же приятель мне позвонил: «В Монино впервые день открытых дверей! Поехали?»

- Поехали!!

мемуар, музей авиации

Previous post Next post
Up