Точный ответ тут как в "Что, Где, Когда" - это дополнительное воздухозаборное устройство специально для движения танка в колонне в условиях большой запыленности или заснеженности тож.
Дело в том, что, "как известно"(с), на Т-80 стоит газотурбинный двигатель, и одно из серьезных его отличий от дизеля - воздухзабор (ВЗУ) большого сечения. Понятное дело, в условиях запыленности от этого могли быть проблемы. Поэтому при создании танка ВЗУ серьезно "повозили" по его корпусу, пока не нашли самое "чистое" место в плане воздуха - сразу за башней:
"Протаскивание" модели Т-80 в гидроканале ЦАГИ
В результате сам танк даже в условиях сильно пыльных дорог особо не страдал, но при движении в колонне "следом плывущий дайвер"(с) получал свою дозу сполна. Поэтому по результатам эксплуатации и возникла идея поднять ВЗУ повыше - так появился "самовар" в пределах габаритов башни. При этом так, что башня может немного поворачиваться. Однако не всегда и этого хватало - так на "самовар" стали ставить и дополнительную трубу. Правда, в бою она уже была дополнительным демаскирующим элементом, и тогда "самовар" сделали сбрасываемым.
Всем спасибо за участие :-)