Фирма «СААБ» представила детальную информацию о проекте истребителя JAS 39Е «Грипен», который полностью подготовлен всего за год. Правда, этому предшествовала шестилетняя НИР. Фактически JAS 39E станет новым самолетом, сохранив лишь незначительную общность с предшественником JAS 39C/D.
При незначительном росте веса пустой машины - с 5900 до менее 6300 кг, запас топлива во внутренних баках возрастет в полтора раза - до 3360 кг, а максимальный взлетный вес - на 2000 кг. За счет нового двигателя «Дженерал электрик» F414 тягой до 6,5 т (10 т на форсаже) истребитель сможет совершать безфорсажный сверхзвуковой полет на скорости до М=1,25. Согласно заявлению бразильцев радиус действия JAS 39E составит 1300 км, а дальность полета - 4000 км (им это важно, учитывая территорию страны).
Оборудование будет включать локатор с АФАР на подвижной установке (угол обзора ±100 гр.), ИК-локатор (детектирует нагрев обшивки ЛА даже при умеренных дозвуковых скоростях полета) - все специально доработано для обнаружения «стелсов».
А теперь ловкость рук: час полета «Грипена» сейчас стоит 7500$ - сравните с порядка 20.000-30.000$ на американских истребителях F-16 и F-35. Для JAS 39E фирма «СААБ» обещает снизить стоимость еще на 40% от этой цифры (бразильцы говорят о 4000$ за час)!
«Чисто теоретически» JAS 39E отделяет от «пятого поколения» только отсутствие явно выраженных свойств «стелса» (хотя ЭПР значительно снижено)... Но, например, представители флота США - давно недолюбливающие «стелсы» - отмечают, что сейчас важнее говорить уже не о «незаметности», а о «выживаемости» истребителя. Вот с этим-то у «Грипена» будет все в порядке - новая РЭБ, буксируемые ловушки, современная информационная система позволят ему обеспечить выживаемость на уровне современных «стелсов», то есть по шведской оценке и против нашего Т-50, и против современных «дважды цифровых» комплексов ПВО.
В общем, шведы подивили. Смущает только двигатель - не самый надежный образец, тем более для одномоторного самолета... Но пока вроде особых проблем шведы не отмечали.