Гадкая наука Термодинамика

Feb 19, 2018 01:34




«Эрбас» наднясь предупредил авиакомпанию «ИндиГо» (лоукостер), что поставки А320neo с двигателями Пратт-Уитни PW1100G останавливаются до решения НОВЫХ проблем с двигателями. EASA (европейский надзорный орган в области авиации) отметил ряд отказов двигателей (четыре случая) на ремоторизированных А320 в полете. Причем проблемы начались на недавно поставленных двигателях. Двигателисты, говорят, что лажанулись с уплотнением компрессора высокого давления (там случаем не тот же материал, что на сгоревшем F-35?). «ИндиГо» в свою очередь поставила «вдоль забора» три А320neo и пытается на стороне приобрести обычные А320ceo... Всего речь идет о 100 бракованных движках, из которых 43 уже поставлены на самолеты. Это более половины выпуска за прошлый год этого типа, однако. Забавно, что Пратт-Уитни только месяц назад отчиталась о решении ранее выявленных проблем - с уплотнением подшипника и с камерой сгорания. Но график поставки движков за прошлый год сорван. Еще там «Эрбасу» повезло, что на А320neo можно ставить конкурента - Leap-1, а то вообще бы «Боинг» сорвал банк на самом выгодном рынке...

Хуже тем, кто сделал ставку на редуцированные движки серии «PurePower» без альтернативы. У японцев на ихнем мертворожденном «региональнике» MRJ движок уже рассыпался, у «Бомбардье» - тоже. Да, сейчас «Бомбардье» говорит, что с их Пратт-Уитни все «в порядке» . Еще бы! Они и так висят на ниточке - мало кто хочет брать самолет с «туманным» будущем, а если еще и с проблемными движками - вообще сливай воду...

«Никогда не было, и вот, опять»

А ведь все так хорошо начиналось... Развитие двухконтурных ТРД уперлось в проблему слишком высокой скорости концов вентилятора большой двухконтурности. Можно, конечно, поиграть с формой лопастей, но «братья» Пратт-Уитни решили разрубить узел одним махом - «пустить» вентилятор через понижающий редуктор. Как следствие удалось поднять двухконтурность до высочайших значений, а значит, и экономичность! (фиг с ним, что не все задумки удалось реализовать).

Вот тут и подкралась гадкая наука Термодинамика. И какой бы хороший редуктор не был, но КПД в нем не может быть 100%. Пусть даже 3% теряются. И куда они уходят? В тепло. Всего 3%. Но при мощности во много тысяч киловатт, это уже ощутимо. Очень ощутимо. Его надо куда-то «сбрасывать». Ну, на крейсерском режиме полета можно решить с охлаждением: сделать воздухозаборник, выпускные створки, что-то из механизмов обдуть. Но двигатели работают на разных режимах, тут тепло и начинает «скапливаться» там, где не надо. Первым пострадал вал двигателя - на земле он не успевал охлаждаться и деформировался при нагрузке. Именно из-за этого задержался ввод в строй первых А320neo. Усилили упорные подшипники, чтоб держать вал «в тонусе»... Но, похоже, теперь полезли другие с этим связанные блохи - теперь уплотнение на подшипниках. И т.д. Причем народ отмечает, что проблемы стали возникать даже в уже отработанных узлах, которые Пратт-Уитни принципиально не менял с предыдущего поколения двигателей. «Пришла бЯда, открывая ворота!»

Возможно двигатель доведут. Когда-нибудь. Только «лошадка с голоду помереть» к тому времени может. Проблема в том, что растет стоимость всей этой радости, а вероятность того, что окупаемость от снижения расхода топлива стремится к отрицательному значению... Она (окупаемость), кстати и сейчас в минусе, вся надежда на рост цен на нефть.

Гадкая эта наука Термодинамика. Сколько крылышек «обожгла» у мотыльков-мечт эффективных менагеров, столько оторвала лапок у тараканов-мыслей великих изобретателей, не дочитавших в детстве до конца Перышкина. Запретить её, и всего делов! Надо всю науку «деТермодинамить». Благо сейчас это модно. Ведь как-то в каком-то штате США законодательно определили число π=4. И ничего, всем ведь лучше стало?

Сейчас народ вовсю работает на «электрическими» самолетами. Кстати, это один из способов хотя бы «виртуально» повысить двухконтурность через распределенную силовую установку... Но тут появляется тоже всякая физическая гадость. Коронарный эффект - слышали? Услышите.

электролет, Бомбардье, Эрбас

Previous post Next post
Up