
Случилось страшное: «Боинг» побежала по инстанциям жаловаться на «Бомбардье». Наконец-то дошло, на кого направлена программа «региональника» CS300 - на прямую конкуренцию с «младшими» моделями 737-го. «Бомбардье» и с самого начала не скрывала, что самолет делается для замены старых 737-300/500... но тогда кому нужны новые боинговские 737-700 и 737 Мах 7?
Жалоба «Боинга» способна пробить слезу: ...«Бомбардье» проводит хищническую ценовую политику». Именно «хищническую». Кто говорил про «капитализм с человеческим лицом»? Ага, а главный девиз капитализма «Человек человеку - волк!» забыли? «Хыщники, понимаешь...»
А как же свободная любовь, пардон, конкуренция? Ага, так вас и ждали, тем более на устоявшемся рынке. Есть недавний тест на то, как авиационный рынок готов принять новый продукт - недавно завершилась «подписная кампания» на заказы новых «однопроходников» от «А» и «B». Особенностью кампании было то, что покупатели могли выбрать не только самолет, но в случае А320 еще и двигатель - от P&W или CFM. Выборка была просто огромной по авиационным меркам - более 5000 самолетов! Так вот, только 4% заказанных самолетов обозначили смену заказчиком предпочтения самолета одной фирмы другой или двигателей для него. То есть 96% заказов были сделаны «привычным» поставщикам, несмотря на возможные преимущества конкурентов! Это означает, что если вы выходите на рынок с новым товаром, то максимум на что вы можете рассчитывать - это 4% рынка. Фактически на уровне «погрешности измерений» (с) Капица.
И вот наивные канадские друзья решили вмешаться в конкурентную борьбу «А» и «B» со своим «С». Понятно, что «там им были очень рады». В результате к моменту начала производства вместо запланированных 300 твердых заказов «Бомбардье» сумела получить только 140-160. Попытка договориться с «Эрбасом» закончилась сексуальным путешествием, после чего руководство канадской компании даже подумало закрыть авиационный бизнес (отец-основатель сказал, режьте все, но ЭТО оставьте). Правда, на помощь пришли канадские «патриоты», которые дали миллиард-другой.
Протянуть немножко можно, но как же заказы? И вот логичное решение, о чем и заорал «Боинг» - демпинг. В Объединенных губерниях «Бомбардье» предлагает самолет только за 20 млн., в то время, когда всегда заявлялось, что его себестоимость производства не менее 33 млн.! И это дешевле, чем предлагается в самой Канаде! Ну, кто б мог подумать...
Кстати, «Боинг» даже не первая - несколько месяцев назад жалобу в ВТО по тому же поводу подала бразильская «Эмбраер». Забавно, что 20 лет назад ВТО уже разбирала взаимные жалобы канадцев и бразильцев. Процесс шел аж 5 лет и закончился вердиктом: «Обои рябои» (используют правительственные дотации).
В этом отношении, кстати, интересными красками заиграл «неожиданный» заказ самолетов Бомбардье CS300 латышской «AirBaltic». Та покупает самолет по 70 млн долл. (заявлялось, но точная цена «держится в секрете»). Ага, а если «Бомбардье» готова его уступить за 20? Вопрос, а не разница ли в цене в 40-50 млн долл. за штуку, положенная в карман топ-менагеров продавцов-покупателей за европейские деньги так обрадовала руководство договаривающихся сторон? Да, да, да, знаю про «невидимую руку рынка» - она остается невидимой пока на нее компетентные органы никелированный браслет не наденут.
И есть еще "специалисты", которые критикуют "Суперджет" за то, что он продается ниже каталожной цены, а производство датируется государством. Ага. Поучили бы свою тёщу борщ варить!