Сажали как-то с родственником картошку - дело было после памятного премьерства Кризисенко...
- Знаешь, у нас за деревней лежал сбитый наш бомбардировщик. Дюраль, обломки и все такое... Как-то приехала немецкая комиссия. Покопалась в обломках, потом сели пилить кусок лопасти винта. Пилили ножовкой. Винт пилиться не хотел: полотно постоянно ломалось, немцы потели, матерились. Где-то через час это зрелище надоело, ушел и чем закончилось уже не знаю...
Зачем фрицам понадобилась лопасть винта нашего самолета, похоже, стало понятно спустя несколько лет.
«Как известно» (с), в период недолгой «дружбы» между двумя странами в 1939-40-м годах, наши закупили в Германии некоторые образцы вооружения, в том числе и небольшие партии самолетов. Были там и «интересные» машины, и те, чья закупка вызывает недоумение (сейчас). Например, зачем-то купили несколько Дорнье Do 215 - последнее дыхание «древнего», как наш СБ, бомбардировщика Do 17, уже снимаемого с производства. То, что машина малоинтересна, стало понятно довольно быстро, и, похоже, было решено задействовать полученные самолеты для различных испытаний в интересах доводки отдельных агрегатов (ну, например, с Ме 110 испытывались наши 23-мм пушки) - хоть какой-то «клок».
Вот и для «Дорнье» работа нашлась. Решили провести сравнительный анализ немецких винтов и наших. Прямо на ступицу немецкого винта VDM поставили лопасти от нашего винта ВИШ-22. Внешне наши лопасти сразу бросаются в глаза - они заметно уже, да, заодно уж и легче.
"Краснозвездный" Do 215 с лопастями от ВИШ-22
Испытания в сравнительных условиях показали, что скорость «Дорнье» с нашими лопастями повысилась от 7 км/ч у земли до 23 км/ч на потолке (максимальная выросла на 15 км/ч - до 475). Скороподъемность увеличилась где-то на 15%, сам потолок «подрос» метров на 600-700. При этом практически не изменились взлетные характеристики, что характерно.
Понятно, в общем, - у немцев была причина помаяться с нашим винтом...