«Безопасность гарантируется регулярными осмотрами» (хороший лозунг для кожно-венерологического диспансера!) - новые, так сказать, афоризмы от руководства «Эрбас». «Если раньше требовалось вскрывать редуктор двигателей для осмотра каждые 20 ч, то скоро обойдемся 600 часами!». Окончательное решение проблемы редуктора от GE ожидается в следующем году, а общие убытки «Эрбас» оценивает в 5 млрд евро.
Чем-то мне эта история напомнила проблемы с «Супер пумой» от того же «Эрбаса». Казалось бы история уже забылась: у «пум» года четыре назад начались массовые посадки на воду. После третьей или четвертой посадки, когда уже утонули люди, эксплуатацию приостановили. Запрет на полеты над морем был аж два года! Оказалось, что у «пум» проблема с валом главного винта, из-за чего отказывает основная система смазки. Но есть еще и дублирующая (в «Эрбасе» не дураки сидят). Но при аварийной ситуации она тоже синхронно отказывала - вот и приходилось садиться на воду. Оказалось, что на производстве кто-то регулярно ставил датчик контроля температуры аварийной системы смазки... да-да, вверх ногами («Протон» помните?). Когда «Эрбас» это выявил, датчик таки перевернули на место и ... возобновили эксплуатацию под радостные визги руководства «Эрбас хеликоптерс»! А про первопричину - проблемы с валом несущего винта, как-то втихоря отметили, мы конечно, исправим тем, кто захочет... за 1,5 млн... Ага, и вот недавно у норвежской «Пумы» главный винт «отлетел» в прямом смысле слова! Потрясающе. И вот теперь полное повторение истории на А400 - мы трещину-то найдем. А дальше?
«Простота» решения других проблем «Эрбасом» поражает: вертолет трясет при дозаправке в воздухе в 25 м от А400М? Удлиним шланг в полтора раза! Что, вьюшка имеет стандартный диаметр? Хорошо, сделаем шланг тоньше! Будет заправляться раза в два подольше... (Интересно, а как там с прочностью шланга - он таки длиннее и тоньше?) Это если удастся избавиться от болтанки в спутном следе, о чем бабушка еще надвое сказала.
Парашютисты сталкиваются при одновременном прыжке из боковых дверей? Сделаем у одной двери «приступочку»... вот и получится, что они прыгают «разнесенные в пространстве», ага, на размер «ступеньки». О-о-о...
И еще одно свидетельство полного адеквата руководства «Эрбаса» - предложение А400М ... американцам (дошло, что на подобный самолет в мире существует только один платежеспособный покупатель). А че? Как «промежуточное решение между С-17 и С-130». Ага. Если бы не так серьезно, то можно было подумать, что это тонкая подколка по поводу проблем с заправщиком Боингом КС-46А - типа, взяли бы реального победителя конкурса Эрбас А330 и не парились. Но теперь можете исправиться: взять «новый, выдающийся транспортник А400М («беспроблемный») и будет Вам счастье!»
Кстати, насчет трещинок: степень деградации поверхности крыла А400М за два года можно оценить визуально:
Вверху А400М два года назад, тут - недавний снимок.