A-4E, сбитый на Голанский высотах
С 1969 г. началось применение ПЗРК: арабы стали использовать "стрелы" против израильской авиации. Особо страдали штурмовики, действующие преимущественно с малых высот.
Хвост израильского А-4 "Скайхока", схватившего "Стрелу" точно в сопло (виден развороченный шпангут фюзеляжа и гофр на хвостовой части). Поскольку боевая часть "Стрелы" была относительно слабая, в некоторых случаях "скайхоки" возвращались на аэродром, если серьезно не повреждалось управление и двигатель. Такой характер поражения привел к довольно простой идее, как минимизировать ущерб от подрыва БЧ ракеты - отнести его как можно дальше от жизненно важных элементов хвостовой части...
Сопло двигателя А-4 просто удлинили с помощью специальной надделки - "бочки" из нержавейки. Это позволило почти на метр отнести место подрыва БЧ "стрелы", заметно улучшив живучесть штурмовика. По-видимому это стало главной причиной, что в октябрьской арабско-израильской войне 1973 г., если не изменяет склероз, до 50 А-4 вернулись на свой аэродром, получив повреждения от ПЗРК.
"Бочка" на сопле А-4
А-4 с удлиненным соплом
Последствие попадания "Стрелы" в "бочку" - повреждений силовых элементов фюзеляжа, судя по всему, нет.
Фактически "сопельная бочка" стала своеобразным предшественником "лопухов" (ЭВУ) на наших боевых вертолетах -
которые не только снижали температуру выхлопа, но заодно играли и роль своеобразного экрана от БЧ ПЗРК