Спасибо, бумажный на работе подрезал (этот выпуск мне нужнее, чем другим). Кстати, вопрос. Вы же следите за темой. На 787-9 оперение и киль ламинаризировали - есть уже отклики по поводу эксплуатации в прессе или нет? По гондолам тот же вопрос, если не трудно.
А то проскакивала инфа, что от этой системы с 787-9 на 777Х отказались, хотя изначально планировали. Т.е. не пошла комбинированная ламинаризация.
По поводу ламинаризации 787-9 - не проскакивало (или не обратил внимания), но обсуждал как-то это с "проведшим много часов в трубе". Было высказано мнение, что ламинаризация в реале - фикция. И посчитать ее сложно в отличие от турбулентности, и, что самое проблемное, в реальной эксплуатации - в полете - гладкость обшивки постоянно нарушается из-за изменения нагрузок, перепадов температур, остаточных деформаций плюс производство постоянно косячит. В результате польза от нее не оправдывает понесенных затрат. И вообще какой смысл бороться за 1-2% экономии топливо, если нефть подешевела на 300% :-)
А на 777Х много от чего отказались после печального опыта с 787-м.
Ну... я лично тоже не пару часов "в трубе" ))). Реально пессимистическая оценка снижение Сх на 10%, оптимистическая 20 и выше. Самолет посчитать сложнее, но уже можно уверенно. А вот с гладкостью обшивки да проблема, но она преодолима, если вложить средства в пр-во. Штатовские эксперименты на Джетстаре и Б757 в 80-начале 90-х полным успехом увенчались, только снижение цены на топливо в р-те иракской войны застопорило все работы. Насекомые представляют гораздо большую опасность. Собственно, на 787 эту проблему насекомых по слухам и решили (во всяком случае в профсообществе с-т произвел фурор в Европе). Выдувом через перфорацию на режимах взлета-посадки
О реальной эксплуатации Боинг особо цифры старается не раскрывать ("экономию", показатели готовности парка и т.п.), отдельные цифры всплывают только по отдельным эксплуатантам. Например, оказалось, что общая экономия по топливу "на кресло" оказалась только 12% по сравнению с 767-м последних серий (похоже поэтому сейчас Боинг наращивает (!) выпуск 767-х). При этом злые языки утверждают, что 90% этой экономии падает на двигатели, а на все остальное - "слезы". Характерно, что на 737Мах ставку сделали именно на ремоторизацию, а не на полностью новый, "композитный" самолет.
На счет атомного двигателя - не уверен: в запасе есть компоновка летающего крыла и открытый ротор для двигателя - ожидаемая при этом экономия порядка 30%. Следующая стадия - гибридный двигатель, теоретически экономия до 70% по сравнению с текущим поколением (но там проблем по гланды).
О чем и речь - цифры по 787-8, чилийцы получили. У других эксплуатантов, правда, есть и более оптимистичные.
Но с композитами, как со всяким новым материалом, не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Тут некоторые основные лизинговые фирмы заявили, что главный плюс 787-го - повышенный наддув в кабине (1800 м вместо 2400) и потребовали, чтобы на 777Х был такой же наддув :-) А там фюзеляж люминевый! "Боинг" пожался, но согласился - хрен с ним, с ресурсом.
В свете этого, если раньше решение делать на МС-21 композитное крыло и металлический фюзеляж смотрелось разумным, то теперь кажется, что надо было делать наоборот! :-)))
>А вот с гладкостью обшивки да проблема, но она преодолима
В позапрошлом году видел в списке тем DLR разработку специальной композитной обшивки, крепящейся без применения заклепок и болтов, но насколько там был положительный результат не сообщалось. Как раз по этому поводу и вспомнили про эксплуатационные проблемы, которые все это сильно портят.
А то проскакивала инфа, что от этой системы с 787-9 на 777Х отказались, хотя изначально планировали. Т.е. не пошла комбинированная ламинаризация.
Reply
А на 777Х много от чего отказались после печального опыта с 787-м.
Reply
http://www.google.com/patents/US8484894
Альтернативы ламинаризации на самом деле сейчас нет. Только атомный двигатель.
Reply
Ну и с праздником ))), здоровья и успехов.
Reply
На счет атомного двигателя - не уверен: в запасе есть компоновка летающего крыла и открытый ротор для двигателя - ожидаемая при этом экономия порядка 30%. Следующая стадия - гибридный двигатель, теоретически экономия до 70% по сравнению с текущим поколением (но там проблем по гланды).
Reply
Reply
Но с композитами, как со всяким новым материалом, не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Тут некоторые основные лизинговые фирмы заявили, что главный плюс 787-го - повышенный наддув в кабине (1800 м вместо 2400) и потребовали, чтобы на 777Х был такой же наддув :-) А там фюзеляж люминевый! "Боинг" пожался, но согласился - хрен с ним, с ресурсом.
В свете этого, если раньше решение делать на МС-21 композитное крыло и металлический фюзеляж смотрелось разумным, то теперь кажется, что надо было делать наоборот! :-)))
Reply
В позапрошлом году видел в списке тем DLR разработку специальной композитной обшивки, крепящейся без применения заклепок и болтов, но насколько там был положительный результат не сообщалось. Как раз по этому поводу и вспомнили про эксплуатационные проблемы, которые все это сильно портят.
Reply
Leave a comment