Leave a comment

demyan January 1 2016, 15:58:57 UTC
Спасибо, бумажный на работе подрезал (этот выпуск мне нужнее, чем другим). Кстати, вопрос. Вы же следите за темой. На 787-9 оперение и киль ламинаризировали - есть уже отклики по поводу эксплуатации в прессе или нет? По гондолам тот же вопрос, если не трудно.

А то проскакивала инфа, что от этой системы с 787-9 на 777Х отказались, хотя изначально планировали. Т.е. не пошла комбинированная ламинаризация.

Reply

afirsov January 1 2016, 19:59:34 UTC
По поводу ламинаризации 787-9 - не проскакивало (или не обратил внимания), но обсуждал как-то это с "проведшим много часов в трубе". Было высказано мнение, что ламинаризация в реале - фикция. И посчитать ее сложно в отличие от турбулентности, и, что самое проблемное, в реальной эксплуатации - в полете - гладкость обшивки постоянно нарушается из-за изменения нагрузок, перепадов температур, остаточных деформаций плюс производство постоянно косячит. В результате польза от нее не оправдывает понесенных затрат. И вообще какой смысл бороться за 1-2% экономии топливо, если нефть подешевела на 300% :-)

А на 777Х много от чего отказались после печального опыта с 787-м.

Reply

demyan January 2 2016, 19:07:00 UTC
Ну... я лично тоже не пару часов "в трубе" ))). Реально пессимистическая оценка снижение Сх на 10%, оптимистическая 20 и выше. Самолет посчитать сложнее, но уже можно уверенно. А вот с гладкостью обшивки да проблема, но она преодолима, если вложить средства в пр-во. Штатовские эксперименты на Джетстаре и Б757 в 80-начале 90-х полным успехом увенчались, только снижение цены на топливо в р-те иракской войны застопорило все работы. Насекомые представляют гораздо большую опасность. Собственно, на 787 эту проблему насекомых по слухам и решили (во всяком случае в профсообществе с-т произвел фурор в Европе). Выдувом через перфорацию на режимах взлета-посадки

http://www.google.com/patents/US8484894

Альтернативы ламинаризации на самом деле сейчас нет. Только атомный двигатель.

Reply

demyan January 2 2016, 19:09:34 UTC
Поэтому первый вопрос и задал, может слышно чего уже в реальной эксплуатации. Все-таки первый самолет с КУЛО в коммерческом флоте.

Ну и с праздником ))), здоровья и успехов.

Reply

afirsov January 2 2016, 19:41:55 UTC
О реальной эксплуатации Боинг особо цифры старается не раскрывать ("экономию", показатели готовности парка и т.п.), отдельные цифры всплывают только по отдельным эксплуатантам. Например, оказалось, что общая экономия по топливу "на кресло" оказалась только 12% по сравнению с 767-м последних серий (похоже поэтому сейчас Боинг наращивает (!) выпуск 767-х). При этом злые языки утверждают, что 90% этой экономии падает на двигатели, а на все остальное - "слезы". Характерно, что на 737Мах ставку сделали именно на ремоторизацию, а не на полностью новый, "композитный" самолет.

На счет атомного двигателя - не уверен: в запасе есть компоновка летающего крыла и открытый ротор для двигателя - ожидаемая при этом экономия порядка 30%. Следующая стадия - гибридный двигатель, теоретически экономия до 70% по сравнению с текущим поколением (но там проблем по гланды).

Reply

demyan January 2 2016, 22:53:44 UTC
млин, 2% от всех заморок по планеру... дважды подумаешь - а нужен ли черный МС-21. Это по 787-8 цифра?

Reply

afirsov January 6 2016, 21:22:21 UTC
О чем и речь - цифры по 787-8, чилийцы получили. У других эксплуатантов, правда, есть и более оптимистичные.

Но с композитами, как со всяким новым материалом, не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Тут некоторые основные лизинговые фирмы заявили, что главный плюс 787-го - повышенный наддув в кабине (1800 м вместо 2400) и потребовали, чтобы на 777Х был такой же наддув :-) А там фюзеляж люминевый! "Боинг" пожался, но согласился - хрен с ним, с ресурсом.

В свете этого, если раньше решение делать на МС-21 композитное крыло и металлический фюзеляж смотрелось разумным, то теперь кажется, что надо было делать наоборот! :-)))

Reply

afirsov January 2 2016, 19:33:32 UTC
>А вот с гладкостью обшивки да проблема, но она преодолима

В позапрошлом году видел в списке тем DLR разработку специальной композитной обшивки, крепящейся без применения заклепок и болтов, но насколько там был положительный результат не сообщалось. Как раз по этому поводу и вспомнили про эксплуатационные проблемы, которые все это сильно портят.

Reply


Leave a comment

Up