Байки из склепа

Aug 21, 2015 20:40

Так как сейчас Россия готовится «расправить свои крылья» на авиасалоне «МАКС-2015», журнал «Флайт» ретроспективно взглянул на отечественные программы, которые могли бы быть мировыми «звездами», если бы не канули в лету...

БПЛА «Скат»


Единственный русский БПЛА по схеме «летающее крыло» был представлен на «МАКС-2007», после чего исчез без следа. Фирма «МиГ» представила его в ангаре для узкого круга журналистов. «Скат» напоминал уменьшенный вариант БПЛА Локхид-Мартин RQ-170 «Сентинел», а перед ним лежала пара боеприпасов  - ракета Х-31 и УАБ. С тех пор «Ската» уже никто не видел, по информации «МиГа» проект был прекращен, но в 2013 г. появились сообщения, что фирма подписала контракт на БПЛА, который по слухам будет иметь схему «летающего крыла».


Миль Ми-54


Военные вертолеты были традиционным «коньком» Советского Союза, но готовясь к новой эпохе, фирма «Миль» представила в 1992 г. проект среднего гражданского вертолета Ка-54 под пару двигателей Союз-Люлька АЛ-32. 12-местный вертолет напоминал Сикорский S-76, но экономический развал 90-х годов стал фатальным для многих обещающих проектов, в том числе и для Ми-54. Однако бум вертолетостроения 2000-х заставил фирму на «МАКСе-2007» вновь представить макет вертолета. Впрочем, в 2010-м было объявлено, что работы по проекту прекращены.

Сверхзвуковой бизнес-джет Сухой C-21.


Работы по проекту сверхзвукового административного самолета начались на «Сухом» еще года за три до проведения первого «МАКСа» в содружестве с фирмой «Гольфстрим», а на 1993 г. планировался уже первый полет. Однако анализ рынка управляющими «Гольфстрима» показал, что покупатели хотели что-то «более грандиозное», чем летавший еще тогда «Конкорд». В результате работы были отложены до конца 1990-х, когда «Гольфстрим» вышла из проекта и приступила к собственным проработкам. С-21 еще появлялся на нескольких «МАКСах», но в конце концов его сменили следующие проекты.

Двухпалубный пассажирский самолет «Крылья России» КР-860


Вообще, нужен ли сейчас самолет на 1000 пассажиров? Сейчас почти наверняка - нет, но в 90-х годах это было не очевидно, и фирма «Сухой» предложила КР-860 - альтернативу разрабатываемым тогда Эрбасу А3ХХ и Боингу 747Х. КР-860 должен был иметь до 12 сидений в ряд с трехпроходной схемой на основной палубе и двухпроходной на верхней. Для посадки пассажиров предусматривался эскалатор в хвостовой части. Законцовки крыла должны были складываться, что обеспечить габариты в пределах Боинга 747. На «МАКСе-1999» некоторым посчастливилось увидеть макет самолета в масштабе 1:24, но с тех пор о проекте не было никаких новостей.

Истребитель Сухой Су-47


Когда фирма «Сухой» представила наконец на «МАКСе-2007» опытный истребитель Су-47, его время фактически ушло - фирма уже несколько лет работала над новым проектом - Т-50. Хотя Су-47 еще летал, похоже для отработки ряда технологий по будущему истребителю, реально время компоновки с крылом обратной стреловидности осталось в 1980-х годах...

Региональный пассажирский самолет Ту-334


Этот самолет фирмы «Туполева» пал в конкурентной борьбе с проектом «Сухого» - «Суперджет», хотя и был представлен на «МАКСе-2007» на два года раньше соперника. 102-местный Ту-334 задумывался для замены ближнемагистральных Ту-134 и Як-42. Его особенностями были: укороченный фюзеляж от Ту-204, Т-образное оперение и установка двигателей в хвосте фюзеляжа. Несмотря на начало работ еще в первой половине 90-х годов, было построено только два Ту-334. С дебютом «Суперджета» два года спустя все работы по Ту-334 ОАК были прекращены...

Сверхзвуковой бизнес-джет Ту-444


Если рынок захотел новый сверхзвуковой пассажирский самолет, разве могла ли фирма «Туполев» пройти мимо? Безусловно, создатель сверхзвуковых пассажирского Ту-144 и бомбардировщика Ту-160, должен был перейти от слов к делу. На «МАКСе-2003» была представлена модель сверхзвукового административного самолета Ту-444, напоминающего уменьшенный Ту-144. Фактически это был поспешный ответ на сверхзвуковые проекты ряда иностранных стартапов, но почему-то никто сначала не поинтересовался, есть ли рынок для таких самолетов?

БПЛА Вега «Луч»


Беспилотные и дистанционно-пилотируемые аппараты на базе спортивных самолетов довольно частый гость на авиашоу, но практически всегда исчезают потом без следа. Так же было и с БПЛА фирмы «Вега» - «Лучом», созданным на базе спортивного самолета «Сигма» 5. «Вега» был представлен на «МАКСе-2011» и с тех пор пропал... Возможно он где-то и летал, но не на публике.

Пассажирский самолет Як-58
Но все же некоторые истории могут иметь счастливый конец. Фирма «Яковлев» начала работы над проектом небольшого однодвигательного самолета двухбалочной схемы еще при Советском Союзе, однако его развал разделил проект между Россией и Грузией, где его планировали строить. В результате к 1997 г. проект был заброшен. Однако, почти 20 лет спустя, есть повод вспомнить о проекте - пресса пишет, что о возобновлении производства Як-58 будет объявлено на «МАКСе-2015».


Возможно это был Як-58...

Як-58, КР-860, БПЛА, Ту-444, С-21, Су-47, Ту-334, Ми-54

Previous post Next post
Up