(no subject)

Feb 04, 2008 18:10

(http://www.voicesfromrwanda.org/rwandato1994.shtml)

Руанда до 1994 года

Далее следует длинный (по меркам сайта) рассказ об истории Руанды. Он не преследует цели быть точным и совершенно аккуратным. Он почерпнут из трех источников: "Мы хотим сообщить вам, что завтра нас убьют вместе с нашими семьями: истории из Руанды" Филипа Гуревича, "Преданный народ: роль Запада в геноциде в Руанде" Линды Мелверн и путеводителя Бардта по Руанде. Он помещен тут, потому что я нашел это чтение полезным для понимания того, что произошло.

До колонизации

Руанда - это маленькая холмистая страна в центральной Африке, за 500 миль от ближайшего берега - Индийского океана на границе Кении и Танзании. В результате этой изоляции письменность не достигла ее до колонизации Германией, а затем Бельгией в конце девятнадцатого века, и ее ранняя история опирается только на устную традицию. Поэтому следующий рассказ о пре-колониальной истории страны далеко не бесспорен; особенно из-за того, что история Руанды вероятно искажалась различными группами населения для собственных нужд.

Самыми ранними обитателями региона были пигмеи охотники-собиратели, правильно называемые батва, или более обычно - тва. Где-то в первом тысячелетии до нашей эры банту-говорящие фермеры распространились с территории вокруг нынешней Нигерии по большей части Африки к югу от Сахары. Те из них, что обосновались в районе Великих Озер центральной Африки стали известны как бахуту, или хуту. Позже пришла третья группа людей, приведя с собой скот, вероятно с севера. Эти батутси или тутси вероятно пришли между десятым и четырнадцатым веками нашей эры. В наше время тва составляют приблизительно 1% населения Руанды, а тутси - 10-15%, остальные - хуту.

Существует много путаницы в том, чем являются тва, хуту и тутси в современной Руанде. Иностранцы часто описывают их как племена, но племена в сегодняшней Африке все еще определяются по их уникальным языкам и обычаям. Вопреки этому Руанда существовала как едное политическое целое с одним языком (киньяруанда), одной культурой, одной религией и одним главой государства в течение пятисот лет. Поскольку в течение этого времени были довольно обычны смешанные браки, спорный вопрос, можно ли считать тутси, хуту и тва "этническими" группами - так чем же они отличаются?

Похоже, что вскоре после своего прибытия скотоводы тутси стали доминировать над остальными группами населения. Развилась сложная феодальная система во главе с монархом тутси - мвами. Мвами приписывалось божественное происхождение, и он являлся перснификацией государства. Иерархия вождей со специфической административной отвественностью тоже была в основном тутси. Большинство хуту были крестьянами, которые входили в феодальные отношения, известные как убухаке, с феодалами тутси, в результате которых получали защиту в обмен на труд. Удачливые хуту, приобретшие достаточное богатство в виде скота могли получить статус тутси и взять в жены тутси, и наоборот; менее удачливые тутси могли обнаружить себя "пониженными в должности" и стать хуту. Поэтому кажется разумным сравнить ситуацию в Руанде с ситуацией в Англии примерно в то же время - века, последовавшие за норманнским завоеванием. Там монарх и феодалы были норманнского происхождения, тогда как англо-саксы образовывали класс крестьян. Несмотря на это, все люди вскоре говорили на одном и том же языке, а разделение внутри общества быстро сместилось от этнического к классовому.

Плохая наука

Руанда стала частью Германии на Берлинской Конференции 1885 года, хотя в это время не было официальных визитов европейцев, и руандийцы несколько лет не знали, что они колонизированы. Руанда была плодородной и плотно заселенной страной, но поскольку такие "денежные культуры" как кофе и чай еще предстояло ввезти, в ней не было природных ресурсов, которые колонизаторы желали бы разграбить. В результате интерес немцев в Руанде был в основном академическим - ученые были заинтересованы физическими отличиями в трех социальных группах. Тутси были высокими и стройными, с узкими носами, хуту - коренастее с широкими носами, а тва еще намного меньше.

Так называемая хамитская гипотеза (или хамитский миф) - это очень викторианская смесь библейской и биологической идей и ложного расистского приложения эволюционной теории Дарвина. Белые интеллектуалы в колониальную эру считали свою расу более разумной, чем местные расы других частей мира (как результат более полной эволюции от обезьяньих предков) из-за своего большего богатства и технологий. К сожалению, эта вера до сих пор поддерживается некоторыми белыми людьми, но лишь немногих из них можно назвать интеллектуалами. Убедительный рассказ, почему европейцы колонизировали Африку, а не наоборот, дан биологом Джарредом Даймондом в своей книге "Ружья, микробы и сталь": вероятно все это связано с климатом, одомашненными животными и видами растений и естественными преградами при переходе с континента на континент. Согласно колонизаторам, Хам, самый младший и ленивый сын Ноя, был предком попранных земледельцев хуту, тогда как тутси явно имели в себе какую-то европейскую кровь через Эфиопию и Египет. Кроме введения этой неприятной и опасной идеи и измерения множества носов в попытке классифицировать население, немцы не очень вмешивались в управление страной.

Бельгийская колонизация

После первой мировой войны германские колонии были разделены между нациями-победительницами, и контроль над Руандой получила Бельгия (хотя она несла отвественность за это перед Лигой Наций а позже перед ООН). бельгийцы стали играть много более активную роль в управлении страной, с тысячами администраторов и священников, взявших под контроль правительство и образование. Хотя власть мвами и аристократии тутси была урезана, традиционная структура власти осталась не тронута, так как способствовала целям колонистов. На самом деле бельгийцы увеличили разделение меджу группами населения в Руанде, введя идентификационные карточки и систему образвания, сильно смещенную в сторону тутси: только один из пяти детей в школах был хуту.

Когда в 1950х неминуемо приблизилась независимость, бельгийская аминистрация драматически сменила настроения. Под давлением ООН, готовя колонию к демократическим выборам, она поддерживала призывы новообразованных политических партий хуту в получении большей власти для "большинства населения". Затем в июле 1959 года монарх тутси внезапно умер в бельгийском госпитале, и тутси в ярости от предполагаемого заговора напали на политика хуту. В ответ организованные банды хуту сожгли и разграбили дома тутси, убив 300 человек. Когда о геноциде сообщила западная пресса, было упомянуто о "вековой" или "древней" вражде между хуту и тутси, хотя это был первый зафиксированный случай насилия между ними.

Независимость

Выборы прошли в 1960 и 61 годах, и те и другие выиграло PARMEHUTU (Parti du Mouvement de l’Emancipation Hutu), возглавлявшееся первым президентом Руанды Грегуаром Кайибандой. Организованное насилие против тутси продолжалось и до и после объявления независимости и более 100,000 человек бежали в соседние страны. Бельгийские власти, проводившие переход, молчаливо попустительствовали этим нападениям, вероятно на том основании, что они помогали возместить века дискриминации против хуту.

После независимости Руанда по существу была однопартийным управляемым хуту государством. Когда Жювеналь Хабьяримана сместил Кайибанду путем военного переворота в 1973 году, она официально стала однопартийной, и этой партией была MRND (Mouvement Revolutionnarie et National pour le Developpement). Тутси в большинстве не вошли в правительство, а строгая система квот ограничила их доступ к образованию. Организованное насилие также продолжалось: например, в 1963 году 10,000 тутси погибло от репрессий, последовавших за партизанскими вылазками изгнанных бойцов тутси, побудив The World Today напечатать заголовок "Попытка геноцида в Руанде".

Большому количеству беженцев тутси вернуться домой не позволял режим Хабьяриманы, заявлявший, что Руанда не может дать пристанище большему количеству людей. В принявших их странах им были также не рады. В Уганде многие молодые тутси присоединились к армии мятежников, которая в конце концов захватила власть у диктатора Мильтона Оботе. Многие из них, включая Поля Кагаме (президента Руанды ко времени написания) стали главной опорой RPF (Патриотический Фронт Руанды) - политического движения, требующего единства Руанды, и хорошо обученной армии, экипированной угандийским оружием.

Гражданская война

В 1990 году RPF вторгся в Руанду из Уганды, пытаясь надавить на режим Хабьяриманы и улучшить свою позицию в назначенных переговорах при посредничестве ООН. Чтобы справиться с угрозой, руандийское правительство потратило огромную часть поступающей денежной помощи на оружие, увеличив армию с 5,000 до 35,000 в 1993. В 1993 Руанда была вторым по величине африканским импортером оружия после Анголы, несмотря на то, что являлась одной самых маленьких наций. С помощью французких парашютистов руандийская армия сумела отбросить RPF назад на вулканический северо-запад страны. В августе 1993 Соглашение Аруша было достигнуто между RPF, MRND и оппозиционными партиями хуту. Это соглашение, достигнутое при посредничестве ООН, открыло дорогу к власти переходному правительству, образованному из представителей всех партий, а из RFK и существующей армии была создана новая армия. Это привело к потере власти режимом Хабьяриманы и было совершенно неприемлемо для сторонников жесткой линии хуту.

В это время экстремисты хуту готовились к последовавшему геноциду. Гражданские военные формирования, особенно интерахамве (те, кто работают вместе) были созданы из большого числа недовольной, безработной молодежи, которую породила разрушающаяся экономика Руанды. ОФициально создававшиеся для борьбы с RPF в целях "самообороны", эти группы получали пиво, деньги и широкий спектр оружия, включая автоматы и гранаты. Были составлены списки имен и адресов семей тутси, а военные формирования обучались убийству большого количества безоружных людей. Газета и радио, принадлежавшие экстремистам хуту, крутили пропаганду против тутси, заявляя среди прочего, что RPF планировал убить всех хуту, и что тутси должны быть уничтожены. Хамитская гипотеза, представленная ранними европейскими колонизаторами, снова всплыла на поверхность, когда экстремисты хуту стали призывать людей отправить тутси обратно в Эфиопию, сбросив их тела в реку. Напряжение в Руанде возросло, когда президент соседнего Бурунди хуту был убит во время переворота, устроенного военными тутси. После ужасной интервенции американских войск в Сомали международное сообщество предпочло доверять обещаниям Соглашения Аруша и проигнорировать зловещие предостережения того, что должно было случиться - миротворческая миссия ООН в Руанде (UNAMIR) была мала, плохо экипирована, и ей было приказано не применять силу.

60-е, первая половина XX века, до XX века, 70-е, ООН, Руанда, 90-е, 50-е

Previous post Next post
Up