Эрзей Баркай - 157-й дерде
21 ноября 2010 года вступил в должность новый дерде - традиционный правитель народа теда, проживающего в нагорье Тибести и его окрестностях. Им стал 65-летний Эрзей Баркай (Erzeï Barkaï). Новый дерде - 157-й по счету от первого дерде Тархарке (Tarharké), который воцарился в 1230 году до Р.Х. в Тазербо (современная Ливия). И даже если отнестись критически к возрасту этой монархии, условия её существования и верность теда традиционному устройству не могут не удивлять.
Примерная этническая территория теда
Чаще всего теда (тедага) вместе с родственными им дазага, проживающими южнее называют общим именем - тубу. Этноним «тубу» употреблялся среди народа канембу и прижился и у французской колониальной администрации, и в науке. Страна, в которой живут теда сегодня разделена границами между Чадом, Ливией и Нигером. Это вулканическое нагорье Тибести, каменистые пустыни и оазисы. Современная численность теда - более 40 000 человек (дазага значительно больше, более 300 000).
Быт и природа
Общность теда составляют 36 кланов, но дерде принадлежат исключительно к клану Томагра (Томагера). Со второй половины XVI века дерде поочередно избирается из трёх царских семей принадлежащих к этому клану: Арами (Arami), Эрди (Erdy) и Лай (Lay). Так постановил дерде Моли (derdé Moli), а Арами, Эрди и Лай - это имена его сыновей. Разумеется, выборы каждого нового дерде сопряжены со столкновением интересов этих семей и других кланов. Интронизация каждого нового дерде происходит под священной акацией тари (tari), а символом его власти является кнут оголи (ogoli).
Дерде Эрзей Баркай и президент Идрис Деби Итно
Каждый дерде считается бессмертным, поэтому о нём нельзя сказать, что он умер. Дерде не умирают, а скрывают свои лица. Предыдущий дерде Маи Баркаими (Maï Barkaïmi) скрыл своё лицо осенью 2009 года, и почти год вопрос о новом верховном судье, хранителе традиций оставался без ответа. Избрание 157-го дерде происходило при активном участии президента Республики Чад Идриса Деби Итно и его администрации. Этот факт уже вызвал критику со стороны чадской оппозиции, представители которой говорят о «султанате Итно» и припоминают Идрису Деби, что он уже добился назначения султаном бидеят своего брата Тимана Деби (бидеят - этническая группа, к которой принадлежит президент Чада, переходная между дазага и
загава).
Уэддей Кичидеми и Гукуни Уэддей
Институт дерде уже не в первый раз становится местом политической борьбы в рамках уже не традиционных кланов, а постколониального государства. В 1960-е годы именно дерде Уэддей Кичидеми поднял восстание теда, против правительства Франсуа Томбалбая, а его сын Гукуни Уэддей был в числе ключевых фигур чадской политики и занимал пост президента Чада в 1979-1982 годах. И если в начале XXI века трансграничное проживание элитарных этносов
загава и бидеят, вовлекло Чад в дарфурский конфликт и противостояние с Суданом, тридцать лет назад, трансграничное проживание теда стало одним из факторов войны между Чадом и Ливией. Теперь при выборах 157-го дерде, ветеран чадской политики, лояльный Идрису Деби Гукуни Уэддей был в числе главных модераторов и консультантов.
Вот самое малое, что можно сказать о многовековой монархической традиции теда в наши дни. Эрзей Баркай имеет трёх жен и 19 детей, и как пишут на официальном сайте Идриса Деби «новый дерде Тибести будет работать с администрацией, работать на благо народа и всей страны».
При подготовке материала пользовался сайтами:
http://www.zouar.net/ http://www.tibesti.org/ http://www.presidencetchad.org/ http://tchadonline.com/ http://www.tchadhanana.org