Юг Судана подтверждает самые худшие опасения в связи с приближающейся перспективой получения им независимости в 2011 году. В одном из ключевых южных штатов Джонглей с пугающейся регулярностью продолжаются межплеменные столкновения с все возрастающим количеством жертв.
21 сентября с.г. в результате очередного нападения вооруженных отрядов племени нуэр на населенный пункт Дук Падиет погибло по последним данным 76 человек. Напомним, что этот населенный пункт является неформальной «столицей» проживающих в этом штате племени динка-бор. Сожжено около 120 домов, пост полиции, правительственные офисы. Это наиболее крупное межплеменное столкновение в Южном Судане, начиная с 2005 года, когда было подписано Всеобъемлющее мирное соглашение (ВМС) между Севером и Югом.
Официальные лица в Джубе выразили серьезную озабоченность происходящим и направили в штат дополнительные воинские формирования с целью предотвратить новые столкновения. Министр внутренних дел Южного Судана Гьер Алонг охарактеризовал положение дел «как очень плохое». Губернатор штата Джонглей К.Маньонг, что это было «самым серьезным и ужасным нападением». При этом Джуба в очередной раз посетовала на то, что основной причиной указанных инцидентов является обострение гуманитарной ситуации и все проблемы возникают из-за кражи скота и борьбы за пастбища.
Попробуем разобраться, так ли это. Напряженные отношения между нуэр и динка-бор, которые существовали традиционно, обострились в 1991 году, когда фракция СНОД/А раскололось на два течения: Назир и Торит. Естественно, деление произошло исключительно по племенному признаку. Назир сконцентрировало в своих рядах нуэр, Торит - динка-бор. При этом нуэр располагают собственной вооруженной милицией, которую возглавляет Чибетек Мабилу. Этот командир считается независимым и не входит в СНОД, что было, а это примечательно, оговорено в специальном пункте мирного соглашения между Севером и Югом. Динка-бор собственными вооруженными отрядами не располагают, большинство молодежи из этого племени служат в вооруженных силах Южного Судана.
Кроме того, необходимо учитывать и религиозный момент. У нуэр существует духовный лидер Арниянг, который проповедует изгнание динка из принадлежащих им территорий. При этом всем погибшим в бою нуэр обещано попадание в рай в течение тридцати дней после гибели. Все это делает бойцов милиции абсолютно бесстрашными или, если хотите, зомбированными.
Сразу подвергнем сомнению утверждение о том, что первопричиной конфликта является дележ скота и пастбищ. Это мнение, кстати, разделяет региональный координатор ООН Д.Гресли, который сразу же после событий посетил Дук Падьет. По его словам: «Скот здесь не при чем, это преследовало другие цели». Он также отметил необходимость усиления контингента ООН в штате и направления срочной гуманитарной помощи пострадавшим и лишившимся крова.
Милиция нуэр хорошо вооружена, помимо стрелкового оружия имеет в своем распоряжении РПГ и тяжелые пулеметы. Все это стрелковое оружие добыть даже в Южном Судане без влиятельной поддержки нелегко. Последний эпизод с жертвами не первый в цепочке нападений на динка. За последний месяц их было еще как минимум два. Совершенно очевидно, что в данном случае мы имеем дело с четко выстроенной схемой выдавливания динка с мест их традиционного обитания.
У неграмотного ополчения нуэр естественно существуют влиятельные спонсоры в руководстве СНОД. Представители нуэр занимают в настоящее время практически все ключевые посты в штате Джангли. Кроме того, представители нуэр занимают на Юге посты вице-президента, министра природных ресурсов и связи и другие значительные посты. Независимые обозреватели именно этих лиц называют среди основных спонсоров и вдохновителей вооруженных отрядов нуэр. Наши эксперты объясняют большое количество жертв тем, что «операция просто вышла из-под контроля».
Нынешние регулярные атаки на динка-бор и общая нестабильность в штате объясняется решением этими вдохновителями локальных и стратегических задач. Локальная - это изгнание динка-бор из мест их обитания в штате с целью уменьшения числа потенциальных избирателей, которые находятся в оппозиции к нынешнему губернатору. Скоро всеобщие выборы, и элита нуэр не собирается расставаться с ключевыми постами. Второе - сделать штат моноэтническим, что сильно облегчает жизнь, дает новые пастбища, и главное, избавляет от необходимости тратить получаемые из центра субсидии на динка.
Глобальная задача - это претензия на полноценное представительство нуэр в правительстве Южного Судана, где традиционно «правят бал» динка. Особенно это актуально в свете возможной независимости Юга. То есть нуэр не устраивает уже система пропорционального представительства во властных структурах Южного Судана и они хотят большего.
Если смотреть на эти факты отстранено, то мы получаем картину углубляющегося раскола внутри СНОД между основными партнерами по партизанской борьбе: динка и нуэр. Что было предсказуемо. Этот раскол обострился в силу экономического кризиса и последующего за этим недостатком поступающих нефтедолларов. Напомним их общее количество - 500 млн за 2009 год. Правда, это на весь Южный Судан. Теперь, что мы имеем с социальной инфраструктурой. 12 километров асфальтированных дорог на весь Юг, 8 фельдшеров, 12 учителей начальной школы. Один госпиталь ООН, в котором лечат только иностранцев и ооновский контингент. Плохо функционирующий аэропорт, по обеим сторонам взлетной полосы которого лежат обломки китайских МИГов. Если верить недавнему докладу ВОЗ: «налицо общая угроза возникновения пандемии полиомиелита, малярии и тифа». Из достижений - недавно торжественно открыта фабрика по производству соков.
Закономерный вопрос: а где полученные деньги? Это мы еще не считали частные пожертвования и помощь многочисленных фондов. Ответ: деньги в банках Лондона, Кампалы и Найроби. Там же многочисленные земельные участки в курортных зонах. На фоне этого Джуба набралась наглости, другие слова не подходят, и все настойчивее требует включение Южного Судана в реестр ООН, который объединяет самые бедные страны и гарантирует получение регулярной гуманитарной помощи. По нашим данным, штаб-квартира ООН радости от этого не испытывает и всячески эту просьбу «замыливает».
На этом фоне начинается процесс, финальная часть которого будет напоминать печально известные события в Руанде, только вместо тутси и хуту будут динка и нуэр.
Все эти факты в очередной раз со всей очевидностью ставят вопрос о необходимости сохранения единства Судана в той или иной форме. Вопрос, ответ на который знают уже все заинтересованные стороны.
Опубликовано на
сайте Института Ближнего Востока