Малийские исламисты в Судане.

Feb 19, 2013 19:42




Похоже, находится объяснение исчезновению тысяч исламистских боевиков из Мали после начала интервенции Франции. Некоторые, в основном местные туареги и бойцы АКИМ схоронились в горах Тегаргар, массив Адрар-Ифорас, но большинство просочились в соседние страны, вплоть до Судана.

  Первые слухи о наличии малийцев в Судане поступили 5 февраля от местных жителей Голо (Golo), ранее Западный Дарфур - теперь новообразованный штат Центральный Дарфур. Стратегические города Голо и Джилду (Jildu/ Jaldo/ Guldo) в конце декабря были захвачены повстанцами. И с тех пор уже два месяца суданская армия и ополченцы пытаются их выбить оттуда.
  И вот, в боях 5 февраля жители сообщают о людях в «странных нарядах, которые обычно не носят в этой части Судана». Они предложили, что это были наёмники из Западной Африки.




Далее, представитель Суданского Революционного Фронта (Sudanese Revolutionary Front, SRF), альянса из четырёх повстанческих движений Дарфура и Кордофана - JEM, SLM-AW, SLM-MM и SPLM-N, Абул Касым Имам (Abul Gasim Imam) утверждает, что члены «Ансар-Дин» (то есть, туареги и арабы) прибыли в штат Северный Дарфур. Группа якобы вошла в страну через Куфру, Ливия, в полной координации с правительством Судана и Северного Дарфура. Имам также сказал, что они расположились в области Мулагат (Malagat), в 15 километрах к северо-востоку от Кутум (Kutum).
  Представитель SLM-MM (Суданского Освободительного Движения Минни Миннави) аналогичным заявлением утверждал, что правительства Судана и Ливии сотрудничают друг с другом, чтобы перевести «Ансар-Дин» через общую границу. В начале года Хартум и Триполи согласились создать совместную силы для наблюдения за границей, чтобы предотвратить контрабанду оружия и нелегальную иммиграцию.
  Позже повстанцы пояснили, что туареги вступили в Дарфур при поддержке ливийских исламистских групп, а не правительства Ливии, как было ранее заявлено.




Несколько дней спустя, другие местные жители сообщают о 200 транспортных средствах с малийцами. Они расположены тремя группами: первая - в одном километре к северу от лагеря беженцев Кассаб (Kassab), вторая - в 7-8 километрах к северо-востоку от Кутум, и третья - в Сиджана (Sijana), примерно в 10 километрах к северу от Кутум. У некоторых из предполагаемых боевиков есть длинные бороды, они носят наряды, встречающиеся в Западной части Сахары. Некоторые из них говорят по-французски, и большинство из них не говорит по-арабски. Когда эти группы отправляются за покупками в Кутум, они используют язык жестов. Очевидцы утверждают, что эти люди расплачиваются франками КФА и долларами США.

Со своей стороны, дарфурские повстанцы JEM утверждают, что их осведомители на ливийско-суданской границе не видели передвижения такого количества транспортных средств с иностранными боевиками, предположив, что последних перевезли вертолётами из Куфры.
  А алжирская газета Le Temps d'Algérie на основании слухов сообщила, что Катар предоставил два транспортных самолёта для перемещения из Мали исламистских групп, в основном алжирцев.




После боёв 7 февраля в Дербат (Derbat) один из малийцев попал в плен к дарфурским мятежникам SLW-AW (Суданского Освободительного Движения Абдель Вахида), некий Абу-Ала аль-Иссави (Abu Ala al-Issawi). Который подтвердил наличие нескольких групп исламистских боевиков, бежавших из северных районов Мали. Одни расположились в Айн-Сиро (Ain Siro/Serreih), около Кутум. Другие принимают участие в боевых действия, и в настоящее время базируется в Джилду, Горне (Gorne), между Хор-Рамла (Khor Ramla) и Нертити (Nertiti) и ими руководит про-правительственная вооруженная группа Центральные Резервные Вооружённые Силы, CRF (называемые обычно Абу-Тира).
  Среди исламистов присутствуют не только туареги и арабы Мали, но также жители Нигера, Чада и других стран. Некоторые из них ранее были в Дарфуре, до отправки в Мали.



Советник президента Судана Гази Сала Аль-Дин Аль-Аттабани (Ghazi Salah Al-Deen Al-Attabani) и представитель «Движения Освобождения и Справедливости» (LJM) Тиджани аль-Сисси (Al-Tijani Al-Sissi), справа, держат документы мирного соглашения после церемонии подписания в Дохе 14 июля 2011.

Главный вопрос - для чего Хартуму надо было размещать у себя исламистских боевиков. Хотя США и вносят Судан в список государств-террористов с 1993 года, эта страна активно проводит операции против экстремистских групп. В последнем случае, 30 ноября службы безопасности разбили тренировочный лагерь исламистов на востоке страны. 13 человек были убиты, 25 арестованы, некоторым удалось бежать.
  Возможно, Судан или отдельных чиновников настойчиво попросили принять гостей Катар и Буркина-Фасо. Известно, что Катар активен в Дарфуре. В Дохе состоялось подписание мирного соглашения между некоторыми повстанческими группами и Хартумом. Много гуманитарных проектов реализует Катар на месте. А Джибриль Бассоле (Djibrill Yipènè Bassolé), премьер-министр Буркина-Фасо и прошлогодний посредник в переговорах между Мали и повстанцами «Ансар-Дин» и MNLA, в 2008 - 2011 годах был главным посредником АС-ООН в урегулировании Дарфурского кризиса.



Джибриль Бассоле, посредник в переговорах, и лидер исламистов-туарегов «Ансар-Дин», Ияд Аг Гали, 7 августа, Кидал, Мали.

Катар исламистам в Мали помогал напрямую, доставляя оружие и продукты через аэропорты Тессалита и Гао. А в начале сентября грузовики, набитые вооружением, проследовали транзитом через Буркина-Фасо до города Томбукту. Поставленное эмиратом Катар вооружение, пересекло страну с разрешения властей на борту обезличенных грузовиков.

В общем, очень похоже, что одновременно защищая своих подопечных из MUJAO и «Ансар-Дин», Катар также помогает своему партнёру - аль-Баширу.

туареги, Ливия, 2013, Судан, Мали

Previous post Next post
Up