Статус сверхдержавы обязывал руководство СССР иметь собственное мнение обо всем в мире. Одним из трансляторов официального мнения Кремля о событиях происходивших в самых далеких уголках планеты был ежегодный справочник «Страны мира». На страницах «Стран мира» хорошо видны и идеологические клише, присущие коммунистическому режиму, и недоговорки по поводу «неудобных» событий.
Передо мной «Страны мира» за 1962 год, приобретенные покойным прадедом и исписанные его карандашом. Минуя более значимые для мировой истории события, обращаюсь к африканским сюжетам, тем более что деколонизация Черного континента была излюбленной темой и для системы породившей этот истрепанный томик на моем столе. Вместо существующих и поныне «Руанды» и «Бурунди» нахожу главу о территории под названием «Руанда-Урунди».
Сегодня имя Руанды знакомо всем, кто интересуется мировой политикой, и ассоциируется оно, прежде всего, с масштабным геноцидом 1994 года. В начале 1960-х годов эта страна африканского Межозерья была известна миру гораздо меньше, чем сегодня. Однако именно полвека назад произошли события, подготовившие «печальную известность» Руанды. Революция хуту, провозглашение республики, взаимная резня и исход тутси из страны - все это нашло отражение и на страницах советского официального справочника.
Предложенные ниже комментарии оригинального текста можно рассматривать как имитацию историко-археологического исследования несостоявшимся историком…
СТРАНЫ МИРА: Краткий политико-экономический справочник. - М.: Госполитиздат, 1962.
С.256.
РУАНДА-УРУНДИ
Подопечная территория ООН, находящаяся под управлением Бельгии, расположена в Экваториальной Африке, состоит из королевства Урунди и Руанды, объявленной в начале 1961 г. республикой. Территория - 54, тыс. кв. км. (Руанда - 26,4 тыс. кв. км. и Урунди - 27,8 тыс. кв. км.). Население - 4 901 тыс. (1960 г.); народность бахуту (около 83 %), великаны-батутси (15 %), а также европейцы, главным образом бельгийцы (около 8 тыс.). Административный центр - Усумбура - 43 тыс. (1958 г.)
Руанда-Урунди - экономически слаборазвитая страна с сильными пережитками родовых и феодальных отношений. До сих пор большинство крестьян - крепостные… Далее про «поголовье скота» и прочая статистическая информация.
Высшая и низшая расы:
бельгийский король Бодуэн I и руандийский мвами Мутара III
(«великан», разумеется!)
Сегодня говоря об этническом составе населения Руанды, обязательно упоминают еще и о пигмеях-тва. А вот великаны-тутси вызывают искреннее удивление своим не по-советски «ненаучным» звучанием! Что ж, процесс деколонизации, «народно-освободительной борьбы» в СССР всегда романтизировался, а где романтика, там сказка, где сказка, там и великаны!
Есть у меня на руках аналогичные справочники за 1981 и 1986 годы и там упоминание этнических групп тутси и хуту, касается только Бурунди. В главах о Руанде сообщается лишь о народности бяньяруанда. Почему? Дело в источниках, которыми пользовались составители справочника? В том, что в Бурунди тогда еще сохранялась власть тутси, а в Руанде при Хабьяримане этническая проблема считалась «решенной»?
Существовавшая в королевской Руанде система ubuhake действительно была «крепостным правом», обеспечивавшим подчинение большинства хуту господам-тутси. Это сейчас при политкорректности принято говорить о том, что до прихода европейцев они жили в гармонии и лишь выполняли разные социальные роли. И так…
С.257.
Жители Руанда-Урунди лишены демократических свобод. Вся полнота исполнительной власти сосредоточена в руках бельгийского генерального резидента. Существующий в стране Генеральный совет Руанда-Урунди не имеет реальной власти. Из 43 челнов Совета - 27 бельгийцы и лишь 16 - африканцы, назначаемые губернатором. Народ Руанда-Урунди ведет активную борьбу за национальное освобождение и свои права. В ноябре 1959 г. в Руанда-Урунди вспыхнуло восстание, охватившее всю страну. Крестьяне, требовавшие отмены непосильных феодальных налогов вооружившись копьями, железными прутьями и кольями, убивали феодалов и сжигали их посевы. Бельгийские войска жестоко расправились с восставшими. Сотни африканцев были убиты, тысячи брошены в тюрьмы. Около 5 тыс. патриотов, в том числе видный руководитель национально-освободительного движения Алоис Муньянгажу, были вынуждены покинуть страну. Стремясь ослабить национально-освободительное движение, бельгийские колонизаторы всячески разжигают вражду между племенами. Однако репрессии не смогли подавить стремления народа к независимости. Движение за национальное освобождение и предоставление независимости возглавляет ряд национальных партий. Наиболее крупная из них в Руанде - Национальный Союз, в Урунди - Союз за национальный прогресс (ЮПРОН).
После объявления Руанды в 1961 г. республикой Бельгия сохранила свою опеку и верховную власть. В состав правительства Руанды вошли лидеры партии Движение за освобождение уту (Пермехуту), выступающей за сохранение бельгийской опеки.
Так «Страны мира» описывают события руандийской истории, именуемые социальной революцией или революцией хуту.
Прежде всего, бросается в глаза извечная проблема советской политики в «Третьем мире». Как примирить классовую борьбу с интересами «верных друзей» СССР? Ведь на практике партнерами Советского Союза зачастую становились именно те, кто топил в крови своих местных коммунистов. А «народные массы» в борьбе за свои кровные интересы порою действовали в разрез с политикой Москвы.
Руандийские тутси, хотя и представляли собою касту феодалов, в конце 1950-х выступали с требованием немедленной независимости от Брюсселя. За это их возлюбил Лумумба, а мнение этого радикального политика почиталось авторитетным при дворе Н.С.Хрущева. Для хуту главной задачей была не независимость от бельгийской опеки, а свержение местных угнетателей-тутси. Естественно, что бельгийская администрация пользовалась этими противоречиями.
Манифестация Пармехуту под бельгийскими флагами
Антимонархическая революция хуту, сопровождалась как истреблением тутси, так и их ответными акциями. Бельгийские колониальные войска в этом случае сложно обвинить в «расправе над восставшими». Они поддерживали восстание хуту против «феодального гнета» и противодействовали восстанию тутси за «национальное освобождение». Данная схема слишком сложна для идеологической пятиминутки ненависти, а потому проще ее свести к привычной схеме, где есть белые угнетатели, а есть восставший африканский народ. Это и сделали составители справочника.
Национальный Союз Руанды - за немедленную независимость
Представленные в статье лидерами освободительного движения руандийский Национальный союз и Союз за национальный прогресс в Бурунди были организованы тутси для поддержки местных монархий. Так вот монархисты оказывались предпочтительнее республиканцев, если они выступали против одной из стран НАТО.
Видный руководитель национально-освободительного движения Алоис Муньянгажу оставил о себе мало следов. Интернет молчит. Большая Советская Энциклопедия также молчит. Руандийский лумумбист? Есть сведения, что он представлял партию умеренных хуту, известную как Ассоциация за социальный прогресс масс (Апросома). Эта организация, пытавшаяся примирить две общины, во всех отношениях проигрывала революционно настроенной Партии Движение за эмансипацию хуту (Прмехуту).
Вооружившись копьями, железными прутьями и кольями - арсенал руандийских погромщиков не сильно поменялся к 1994 году…
Грегуар Кайибанда (в центре, небольшого роста) провозглашает Руандийскую Республику.
Гитарама. 28.01.1961.
1 июля 1962 года Руандийская Республика стала независимым государством. Первым главой независимой Руанды стал лидер Прмехуту Грегуар Кайибанда. Вся острота межэтнических противоречий между победившими там хуту и свергнутыми тутси обнаружилась лишь в 1990-х годах. Изменились и акценты в советских изданиях. Уже в Большой Советской Энциклопедии картина представляется несколько иначе.
После 2-й мировой войны 1939-45 в социальной структуре африканского общества Руанде (далее Р.) произошли некоторые изменения. Развитие товарно-экспортных культур (кофе, хлопок и др.) способствовало зарождению зажиточной сельской верхушки из народности хуту, которая была экономически связана с бельгийскими компаниями. Эти новые социальные слои стали выражать недовольство сохранившимися феодальными пережитками и привилегиями тутси. На эту сельскую верхушку пытались опереться бельгийские колонизаторы. В конце 50-х гг. антиимпериалистическое движение в Р. приобрело организованный характер. Образовались многочисленные партии; среди них наибольшим влиянием пользовались две партии (основаны в 1959): Движение за эмансипацию хуту (Пармехуту) [позднее стала именоваться - партия Республиканско-демократическое движение Пармехуту (МДР Пармехуту)] и Национальный Союз Руанды (ЮНАР). Программа партии Пармехуту предусматривала полную обособленность Р. от Бурунди, защиту интересов народа хуту, ликвидацию феодальных привилегий; партия выступила за африканизацию руандийской администрации, не требуя, однако, первоначально немедленного прекращения бельгийской опеки. Сформированная крупными и средними феодалами - тутси, партия ЮНАР требовала вывода бельгийских войск, создания независимой федерации Р. и Бурунди и установления точной даты предоставления независимости. В обстановке подъёма освободительного движения бельгийские колонизаторы, стремясь удержать своё господство, использовали вражду между хуту и тутси, которую они всячески разжигали. В конце 1960 с помощью бельгийской администрации было сформировано первое временное правительство во главе с основателем партии Пармехуту Г. Кайибандой, состоявшее преимущественно из лидеров Пармехуту. 28 января 1961 была ликвидирована монархия, и Р. провозглашена республикой. В сентябре 1961 состоялись первые всеобщие выборы в Законодательное собрание, которые принесли полную победу Пармехуту (77% голосов). В ходе проведённого одновременно референдума большинство населения (83% голосов) высказалось против монархии. Между тем население Р. настойчиво требовало независимости. 27 июня 1962 сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла решение о ликвидации бельгийской опеки над Руандой-Урунди с 1 июля 1962. 1 июля 1962 Р. была провозглашена независимым государством. Законодательным собранием (с ноября 1962 - Национальное собрание) лидер МДР Пармехуту Кайибанда был избран президентом Руандийской Республики. В ноябре 1962 была принята конституция республики. С сентября 1962 Р. - член ООН. Первые годы независимости Р. были отмечены обострением отношений между двумя основными этническими группами - хуту и тутси.
Можно еще упомянуть роль Католической Церкви, которая последовательно формировала альтернативную элиту Руанды. Благодаря западным миссионерам, конкуренцию родовой аристократии тутси теперь составляла миссионерская интеллигенция хуту. В целом же, такие оценки событий как в БСЭ принято называть «более взвешенными», а в имеющихся у меня справочниках «Страны мира» за 1981 и 1986 годы о руандийской социальной революции не сказано уже ни слова.
Фото с сайта:
http://www.opjdr.org/photo_gallery.htm