Гермес и психоанализ

Mar 29, 2021 16:28





Древние греки различали сны истинные и ложные («эти сны беспорядочны, бормочут нечленораздельно, неся невоплотимые обещания»). За ложные сны отвечал бог Гермес, сновидений вожатый.



Исследовательница Менская Т.Б.  указывает на то, что Гермес связан с непонятной речью (гибельной, зловещей), ложью, бессмысленными звуками. В отличие от истины, такие речи не прямые и не простые. Характерным способом описываются и  не-прямые способы передвижения Гермеса: «Следы натоптал он  столь непонятные, словно ступал молодыми дубами!»

Тёмному началу Гермеса противопоставляется ясное сознание Апполона, имеющее высший замысел, целеполагание  и четкую артикуляцию. Образ же мышления Гермеса можно представить как своего рода свободный поток ассоциаций и сюрреалистических картинок.

Можно сказать, что психоанализ открыл  важность этих «ложных», с точки зрения апполонического мышления, явлений - оговорок, описок, смутных видений и фантазий. Оказалось, что у  беспорядочного гермесового начала много власти над нашей дневной жизнью, и тем больше власти, чем меньше мы признаем его влияние на нас.

Погружение в эти смутные воды бессознательного в психоанализе не равнозначно погружению в психоз, как это было у древнего человека. Теперь мы вооружены апполонической структурой мышления, на которой зиждется вся наша цивилизация. Этот фонарь сознательной, разумной жизни сопровождает нас при спуске к темным (в смысле их сокрытости) началам. Следить за его состоянием, поддерживать пламя и бдить - важная задача аналитика.

мифы, символы

Previous post
Up