Искусство портрета во фресках Гирландайо

Nov 13, 2009 10:36

Фрески капеллы Сассетти церкви Санта-Тринита (1482-85) и капеллы Торнабуони церкви Санта Мария Новелла (1486-90) во Флоренции.













































... между 1480 и 1486 годами художник Доменико Гирландайо и его мастерская получили заказ от флорентийского купца Франческо Сассетти: изобразить на стенах семейной усыпальницы в церкви Санта-Тринита шесть сцен на тему легенды о Св. Франциске.
... зритель, имеющий представление об истории искусства, поначалу будет искать в фреске Гирландайо что угодно, кроме легенды о святом. Он предположит, например, что здесь запечатено церковное празднество, происходившее на пьяцца Синьория и освященное присутствием Папы.
... Гирландайо... трансформировал легенду о "великом нищем" в предмет обстановки состоятельной торговой флорентийской аристократии.. уверенные в себе герои Гирландайо покровительствуют персонажам легенды. И причиной тому не тупое высокомерие: все они - добрые, жизнерадостные прихожане, заставившие в итоге духовенство считаться с тем, что их не обратить к смиренному покаянию. Однако следует заметить, что как художник, так и заказчик остаются в рамках хорошего тона... блюдут в капелле совершенную благопристойность: "alla buona"...
В этих подношениям святым образам католическая церковь с величайшей проницательностью предоставила обращаемым язычникам законную форму реализации неистребимого религиозного инстинкта: приблизиться лично или посредством своего изображения к божеству, воплощенному в постижимом человеческом подобии. Флорентийцы, потомки суеверных язычников-этрусков, в полной мере пользовались этим изобразительным колдовством... [речь идет об обычае] при жизни устанавливать в храме собственную восковую фигуру (voto) в натуральную величину, одетую в подлинные одежды донатора... Количество этих voti уже в начале XVI века возросло настолько, что в самой церкви не хватало места, и фигуры донаторов начали подвешивать на веревках к балкам пекрытий , так что иногда приходилось стягивать стены храма цепями. И лишь когда частые падения этих voti стали не на шутку докучать молящимся, кабинет восковых фигур сослали во внутренний двор, где остатки сего паноптикума можно было видеть еще в конце XVIII века...
В сравнении с этим пышным, узаконенным и столь долго оберегаемым варварским обычаем - выставлять в храме на всеобщее обозрение куклу (еще и вызывающе разряженную по последнему слову моды) - портретное сходство персонажей на церковной фреске предстает нам в своем истинном, приглушенном свете. Попытка приблизиться к божественному в картинном, иллюзорном пространстве выглядит верхом деликатности на фоне фетишистского поклонения восковым фигуркам. Эти люди - все те же язычники-римляне, которые умудрились принять поэтичный, фантастический образ Дантова Ада за реальное переживание, а дьявольские ухищрения, к которым должно было испытывать природную склонность чудовище, подобное миланскому герцогу Висконти, - за практические приемы колдовства. Ведь когда тот собирался причинить вред Папе Иоанну XXII, тайно окуривая его серебряную статуэтку, первый человек, к которому обратились с оставшейся, кстати, без отклика просьбой снять заклятие, был именно Данте Алигьери.
... Кардинально противоположные свойства - средневековых христиан, романтических рыцарей, классических идеалистов-платоников, насквозь прагматичных этрусско-языческих купцов - скрещиваются и объединяются в загадочном организме флорентийца эпохи Медичи.

[из статьи А. Варбург "Искусство портрета и флорентийское общество. Доменико Гирландайо в церкви Санта-Тринита и портреты Лоренцо Медичи и его окружения]

Доменико Гирландайо, -Флоренция, -Италия, Аби Варбург, xv, портрет

Previous post Next post
Up