Экспонаты выставки
«Взгляд из ХХ века. Древнерусская храмовая живопись в копиях художников советского времени».
Равноапостольная Фекла Первомученица
Копиист М.В. Ломакина, 1927 год.
Бумага, акварель, белила, карандаш; 41,5 x 31,5 см
О равноапостольной Фекле Иконийской говорится в апокрифических «Деяниях Павла и Феклы». Согласно этому тексту, святая жила в Иконии и была знатного происхождения. Услышав проповедь апостола Павла, отказалась от выгодного брака и приняла христианство. За это Павла изгнали из города, а святая ушла в Антиохию, а затем в Селевкию. В возрасте 90 лет она скрылась от язычников в пещере и там скончалась.
Изображение святой Феклы были распространены в монументальной живописи Византии и Древней Руси. В новгородской церкви Спаса на Нередице, расписанной в 1199 году, ее образ находился в нише северной стены. Росписи почти полностью погибли в 1941 году. Копия этого фрагмента была исполнена ученицей известных художников К.Ф. Юона и К.С. Петрова-Водкина Марией Владимровной Ломакиной (1886 - 1964) в 1927 году, чья дипломная работа была посвящена анализу различных художественных манер в росписях церкви на Нередице.
Апостол И Евангелист Иоанн Богослов
Копиист М.В. Ломакина, 1927 год.
Бумага, темпера, акварель, карандаш; 24 × 15 см
Апостол и евангелист Иоанн Богослов - брат апостола Иакова и «возлюбленный ученик» Христа. Он считается автором одного из четырех канонических Евангелий, трех посланий и завершающего Новый Завет текста «Откровения» или «Апокалипсиса». В Евангелии от Иоанна упоминается, что в момент Распятия Христос, увидев стоящего при кресте любимого ученика, поручил его заботам Богородицу (Ин 19, 26-27). Согласно апокрифическим источникам, она продолжала жить в его доме вплоть до Успения. В евангельских сценах Иоанн Богослов изображается юношей, а в единоличных изображениях - высоколобым старцем. Его образ с древности включался в композицию Распятия, где он стоит при кресте напротив Богоматери.
Изображение Иоанна Богослова представляет собой уменьшенную копию фрагмента композиции «Распятие»в составе росписей церкви Спаса на Нередице, почти полностью погибших в 1941 году. Автор копии - Мария Владимировна Ломакина (1886-1964) в 1927 году успешно защитила диплом, посвященный художественным манерам мастеров росписей Нередицы. Чтобы подготовить к публикации статью, она поехала в Новгород, где тогда в церкви на Нередице стояли леса, что позволило ей не только подробно рассмотреть технические и художественные приемы исполнения росписей, но и выполнить несколько копий отдельных фрагментов, среди которых и отличающийся эмоциональной сложностью и выразительностью образ Иоанна Богослова из композиции «Распятие».
-
Источник фото и текстов -
Щербатова-Шевякова Т. С. Нередица. Монументальные росписи церкви Спаса на Нередице. - М., 2004. -
PDF -