Джентиле да Фабриано. Палаццо Тринчи в Фолиньо, 1411-1412 гг.

Aug 31, 2017 10:53

Оригинал взят у sibeaster в Фолиньо - часть 2. Палаццо Тринчи (начало)
Как я уже писал, Фолиньо, хоть и внешне кажется современным и малопривлекательным, сохранил ценнейший памятник - палаццо Тринчи, правителей города в 1305-1439 годах. Дворец стоит на главной площади пьяцца Репубблика, рядом с собором Сан-Феличано.



Внешность обманчива: нынешний фасад палаццо Тринчи выполнен в 1842-1847 годах. А за ним скрываются несколько старинных зданий, объединенных и перестроенных в 1389-1407 годах при Уголино III, правившем Фолиньо (а также Монтефалько, Беваньей и городом Ночера Умбра) в 1386-1415 годах в звании папского легата. При этом же правителе выполнено большинство фресок, которыми мы идем любоваться.

Уголино III был последним удачным правителем Фолиньо. Ему наследовали три сына - Николо, Бартоломео и Коррадо, в течение пяти лет мирно деливших власть над этим уголком Умбрии. Первая катастрофа случилась в 1421 году, когда кастеллан (что-то вроде управляющего) Ночеры заподозрил роман его жены с Николо Тринчи. Хитрый кастеллан устроил пир в своем доме, на который были приглашены все трое братьев Тринчи; на этом пиру двое Тринчи (Николо и Бартоломео) плюс неверная жена были убиты. Единственный брат, избежавший расправы, Коррадо III сумел заполучить единоличную власть в 1424 году, но к этому времени политическая обстановка в Папской области изменилась. Великая западная схизма была преодолена, папы осели в Риме и желали вернуть контроль над своими землями, в смутные времена расхищенными местными феодалами. Черёд Тринчи пришел в 1439 году, когда город был осажден папской армией. Горожане открыли ворота, Коррадо III был пленен, публично унижен, а затем обезглавлен. Его сыновья были брошены темницу. Единственный переживший расправу сын - Ринальдо Тринчи, избранный в 1437 году епископом Фолиньо, но так и не утвержденный папой, бежал в Милан под покровительство Сфорца, там он и умер в 1452 году.

Собственно таких мелких разбойников, поделивших между собой церковные владения в годы Авиньонского пленения и Великой западной схизмы, было очень много, но Тринчи-таки сумели занять свое место на скрижалях истории благодаря своей любви к искусству.


Если подняться по этой лесенке на второй этаж и купить билет, то попадешь во дворец феодала XV века. Произведений искусства от той эпохи сохранилось немало, но палаццо Тринчи ценен тем, что местные фрески написаны на светские темы, которые. в отличие от духовных, часто изничтожались последующими поколениями. Долгое время авторы фресок палаццо Тринчи оставались неизвестными, пока в 2000 году в городском архиве не были найдены документы 1780 года. Автор тех документов подробно описывает фрески, а затем рассказывает о лично виденных им расписках Джентиле да Фабриано, датированных 1411 и 1412 годами; мастер получил деньги за роспись трех помещений палаццо Тринчи (залы Планет, Гигантов и лоджия). Последующие исследователи сочли, что Джентиле навряд ли выполнил всю работу в одиночку и назвали имена его возможных помощников: Якопо из Венеции (возможно, начинающий Якопо Беллини), Франческо ди Джамбоно из Болоньи. Баттиста ди Доменико из Падуи и местный мастер Паоло Нокки. Скорее всего этот коллектив выполнил и фрески Коридора к собору. Автор фресок капеллы известен совершенно точно: Оттавиано Нелли из Губбио.

Ну начнем потихоньку. Первой у нас будет лоджия Ромула и Рема (1411). Теперь это помещение уже трудно назвать лоджией, так как оно открытой частью выходит в лестничный холл. Фрески лоджии пересказывают историю Ромула и Рема; видимо, Уголино III Тринчи имел слабость считать себя потомком древнеримского рода.
Предыстория такова. Законный царь города Альба-Лонга по имени Нумитор свергнут младшим братом Амулием. Дети Нумитора представляют опасность для узурпатора. и вот сын Нумитора пропадает во время охоты, а дочь Рея Сильвия вынуждена стать весталкой, что означало многолетнее безбрачие.
Далее начинается действие:


Слева весталки мирно совершают свое служение. а справа к Рее Сильвии приходит бог Марс. Что уж там между ними произошло, но Рея Сильвия в положенное время рождает близнецов:



Дети весталки - это живое свидетельство преступления матери, да и своему двоюродному деду они опасны. Поэтому детей в корзине выбрасывают в корзине в Тибр. Корзину прибило к берегу, где их кормила волчица (ах. нет этого эпизода), а потом нашел пастух Фаустул:



Меж тем преступившую обет весталку Рею Сильвию казнят (по одной версии, живьем закапывают; по другой, бросают в Тибр):



А в это время Фаустул приносит найденышей домой. Его жена Акка Ларенция, только что пережившая смерть ребенка, принимает Ромула и Рема на свое попечение:



Прошли годы, и настал час мщения. Подросшие Ромул и Рем осаждают Альбу-Лонгу, свергают Амплия и восстанавливают на троне своего деда Нумитора:



Еще кусочек, который я не могу атрибутировать:



Нет, я не снимал чернобелым фотоаппаратом! От фресок местами остались лишь прориси - синопии.

Через лоджию можно пройти в большой зал Роз, который по тематике фресок называется также залом Искусств и Планет. Фрески также выполнены Джентиле да Фабриано "со товарищи" в 1411 году. Какая-то добрейшая душа эти фрески забелила, и их извлекли на свет лишь в 1918 году. Стены зала расписаны аллегориями свободных искусств и планет (в широком смысле этого слова: солнце и луна здесь тоже имеются).
Общий вид зала:






Начнем с планет.


Бледная наездница бледной колесницы,в которую впряжен бледный же конь, - это Луна. Справа от нее - Марс в полном вооружении.



Меркурий бежит с весточкой



Плохо сохранившийся Юпитер мечет стрелы



Антитеза Луны - огненный всадник на огненной колеснице с огненным конем - это, конечно же, Солнце.

Теперь пошли свободные искусства.


Обратите внимание на ученика, причащающегося неземной мудрости, ручки-то как сложил)))



Арифметика. Очень легко угадывается: на пальцах считать учатся



Астрономия



Философия - царица искусств, только сохранилась плохо



Геометрия



Музыка



Диалектика. Почему-то со змеями, и это, кстати, не в первый раз.



Грамматика учит ребенка читать.

В кадрах изредка попадается немолодая итальянская супружеская пара. Им даже бесплатно гида выделили (он тоже в кадрах есть). Английского гида в палаццо Тринчи нет, но на входе дают набор распечаток про каждый зал, так что поход по залам получается познавательным.

Мы пока что прервемся. В следующий раз у нас будет еще один зал и коридор, по которому Тринчи ходил в собор.

пейзаж, анималистика, -Италия, xv, ведута, синопия

Previous post Next post
Up