Оригинал взят у
petrark в
Roma: Oratorio di San SilvestroВсё-таки не могу удержаться и для многоуважаемой
mrs_mcwinkie выкладываю фотографии фресок из оратория Св. Сильвестра в римском монастыре SS Quattro Coronati (Четырёх увенчанных святых мучеников). Эти фрески конца первой половины XIII в., выполненные в манере, чрезвычайно сильно отличающейся от той, что появится через несколько десятилетий под кистью Чимабуе, Джотто и братьев Лоренцетти, - одни из лучших, что мне доводилось видеть в Италии. Сочетание архаичной непосредственности, внимания к индивидуальным чертам, несколько наивного динамизма и чисто итальянского совершенства. Отмечу также, что в Википедии статьи об этой капелле имеются по-итальянски и по-русски, причём русская заметно подробнее, ею я и пользовался.
Мрачноватая надвратная башня монастыря.
Вход в первый внутренний двор.
Для начала немного практической информации: монастырь находится на пути от Латеранского комплекса в Колизею, ораторий доступен для посещения с 10:00 до 11:45 (кроме воскресенья) и с 16:00 до 17:45 ежедневно. Войдя через ворота и арку во второй внутренний двор,
нужно войти в дверь справа и позвонить в звонок около широкого деревянного колеса:
Любезная монахиня в обмен на пожертвование откроет электронный запор находящейся напротив двери оратория, которую вошедшему нужно закрыть за собою. Фотография без вспышки разрешена, чем я и воспользовался.
Несколько общих видов. С запада на восток. В алтарной части (пресвитерии) какое-то позднее художество, которое я для порядка сфотографировал, но показывать не буду, дабы не портить впечатление. Эти ваши итальянцы варвары ещё те.
Традиционный пол в стиле Космати.
С востока на запад. На западной стене под аркой - Второе Пришествие, Христос во славе с апостолами и ангелами Апокалипсиса.
Шесть апостолов и Дева Мария одесную Христа; над ними ангел со свитком, изображающим звёзды и затмившееся солнце; под рукой у Христа орудия страстей.
Слева от Христа - Иоанн Креститель с каким-то сокрушающимся выражением лица.
Другие шесть апостолов и трубящий ангел.
Основной ярус росписей изображает житие Св. Сильвестра, Папы римского начала IV в., и его взаимоотношения с императором Константином - сюжет важного для середины XIII в., когда Италию раздирали конфликты между папами и германскими императорами, политического значения.
Больной проказой Константин и женщины-христианки, в крови детей которых императору посоветовали искупаться языческие жрецы. Сильнейшее проявление эмоций - у всплескивающего руками старца и у одной из женщин, будто бы рвущей на себе одежды. Так это всё выглядит не очень страшно, да и Константин, судя по выражению покрытого струпьями августейшего лица, никаких злых намерений не питает.
Фрагмент. За спиной императора те самые злые жрецы.
Явление Свв. Петра и Павла Константину во сне. Апостолы очень выразительно протягивают руки к императору, призывая его найти Сильвестра. Обратите внимание на слугу с опахалом и подушку.
Посланники императора отправляются к Сильвестру, покинувшему Рим из-за гонений. Как и на других фресках, прелестнейшие лошадки. У каждого посланника свой жест - все они что-то значат, но мне лень искать, что именно.
Северная стена с продолжением истории.
Папа Сильвестр принимает посланников Константина на горе Соракте. Дерево-звезда на заднем плане напоминает то ли русский авангард, то ли Ван Гога.
Вернувшийся в Рим Папа Сильвестр посещает императора и показывает ему изображения Свв. Петра и Павла, в которых тот узнаёт посетивших его во сне.
Папа крестит Константина.
Император исцелился и в парадном облачении с непокрытой головой (корону держит человек, остоавшийся в городе) выходит к Папе из городских ворот, ведя белую лошадь (которая как будто плывёт по воздуху). Сидящий на троне Сильвестр благословляет императора, принимая от него в дар тиару и красный церемониальный зонтик (оказывается, это важнейший символ папской власти - umbraculum).
Папа в тиаре и под зонтиком въезжает в Рим на уже знакомом нам белом коне, на этот раз твёрдо ступающем по дороге, ведомом под уздцы самим императором.
Фрески южной стены сохранились хуже.
Диспут Сильвестра и раввина Замврия: раввин словом убивает быка (изображён головой вниз), которого Сильвестр воскрешает молитвой. В группе справа изображена императрица Елена.
Посмотрите на позы, руки, лица.
Обретение Еленой Животворящего креста в Иерусалиме
К сожалению совсем плохо сохранившаяся фреска с изображением того, как Сильвестр переносит крест в Рим.
В нижнем ярусе лишь частично сохранившиеся медальоны с изображениями ветхозаветных пророков.
Стена перед пресвитерием.
Угол между западной и северной стенами.
Опять верхняя фреска западной стены.
Окно.
Сцена крещения Константина. Приближённые императора держат его облачение и корону.
Северная стена.
Западная стена.
Надпись на южной стене об освящении оратория.
Всё.