Презентация книги «Мозаики и фрески Святой Софии Киевской»

Dec 06, 2016 15:06

14 декабря в 18.00 в Государственном институте искусствознания (Москва, Козицкий переулок, дом 5) пройдет презентация книги О.С. Поповой и В.Д. Сарабьянова «Мозаики и фрески Святой Софии Киевской», вышедшей в издательстве «ГАММА-ПРЕСС» в Москве в 2017 г. Книга представляет результаты многолетнего изучения авторами этого грандиозного ансамбля. Мозаики и фрески, созданные византийскими мастерами в первом кафедральном соборе недавно принявшей крещение Руси, занимают особое место в истории византийского и древнерусского искусства. Это один из немногих почти полностью сохранившихся ансамблей XI века - эпохи, когда в Византии достигают зрелости все важнейшие принципы монументальной декорации храма и складывается особый тип образа, наделенный мощной духовной выразительностью. В то же время, Святая София является ключевым памятником для древнерусского искусства, оказавшим огромное влияние на все его последующее развитие. Разделы книги, написанные В.Д. Сарабьяновым, посвящены анализу иконографической программы Святой Софии в контексте византийской и древнерусской традиций. О.С. Попова рассматривает особенности стиля мозаик и фресок Святой Софии и ставит их в широкий контекст византийского искусства XI века, сравнивая с другими произведениями монументальной живописи, а также иконами и книжной миниатюрой. Издание обильно иллюстрировано фотографиями, большая часть которых сделана авторами в процессе исследований.


Книга представляет собой результат многолетнего изучения авторами грандиозного ансамбля Софии Киевской - одного из немногих почти полностью сохранившихся комплексов XI века, самого большого храма своей эпохи, ключевого памятника для древнерусского искусства, оказавшего огромное влияние на все его последующее развитие. По сравнению с предшествующим византийским искусством, в ансамбле Софии Киевской присутствует много новаций, как в иконографии, так и в общей выразительности. О них рассказала на презентации доктор искусствоведения Ольга Сигизмундовна Попова.

В начале презентации О. Попова с благодарностью вспомнила своего соавтора - кандидата искусствоведения, известного реставратора Владимира Сарабьянова (1958-2015). «Уход Володи - катастрофа, масштаб которой трудно переоценить. У меня никогда в жизни не было столь близкого коллеги, мы имели общность взглядов на искусство, на все», - сказала О. Попова.

По ее словам, идея монографии о Софии Киевской принадлежала именно В. Сарабьянову: она (идея) выросла из работы над многотомной «Историей русского искусства», в первом томе которой София Киевская была «главным героем». Изучение этого памятника требовало отдельного издания, работу над которым и начали О. Попова и В. Сарабьянов. Ольга Сигизмундовна вспоминала, что им пришлось «писать долго, бессчетно ездить в Киев», оба автора жили этой работой многие годы. Она выразила благодарность коллегам из Национального музея-заповедника «София Киевская», которые «всегда разрешали снимать и всегда во всем помогали». «Книга вызревала в дружбе, в содействии, в атмосфере счастья», - поделилась О. Попова воспоминаниями.

Каждый автор писал свои разделы: В. Сарабьянов анализировал иконографическую программу Софии Киевской в контексте византийской и древнерусской традиций; О. Попова рассматривала особенности стиля мозаик и фресок Святой Софии, также - в широком контексте византийского искусства XI века, в сравнении с другими произведениями монументальной живописи, а также иконами и книжной миниатюрой.

Подводить итоги исследования и писать заключение Ольге Сигизмундовне пришлось уже одной. На презентации она раскрыла главные идеи обеих частей книги.  В главах, написанных В. Сарабьяновым, «красной нитью проходит литургическая основа храмовой декорации». Она пишет об этом так: «Автор настойчиво подчеркивает литургический аспект иконографической системы в целом и всех ее частей в частности. … С XI в. прослеживается все большее подчинение сюжетного состава декорации храма символическим событиям совершаемой в алтаре литургии и выявлению роли Церкви. Это явление прослеживается в работе Сарабьянова последовательно и подробно». Попова отмечает, что выводы ее коллеги «существенны для изучения всего искусства восточнохристианского мира», поскольку «процесс «литургизации» системы декорации крестово-купольного храма с достаточной полнотой можно уяснить на основе иконографической программы» именно софийского ансамбля, который является самым ранним «среди сохранившихся византийских художественных комплексов с новыми решениями декорации церковных интерьеров того же периода».

Кроме того, Попова упоминает о других важных темах, поднятых Сарабьяновым, среди них - «тема апостольского служения, апостольской проповеди и апостольской преемственности; утверждение молодой Руси как равноправного члена Вселенской Церкви; принадлежности Руси к избранным христианским народам; просветительский, учительный акцент в подборе и распределении сюжетов; огромный пантеон святых, представленных на стенах и сводах храма, - самый многочисленный среди византийских храмов той эпохи».

Что касается написанных Поповой разделов, то их доминанта - особый тип образа, который автор называет «аскетическим». Он определяет художественный ансамбль и Софии Киевской, и других монументальных комплексов того времени (мозаик и фресок Осиос Лукас, Софии Охридской, церкви св. Леонтия в Водоче, Неа Мони на Хиосе, Ватопеда (мозаика «Благовещение»).  «Это период особенно большой концентрации художественных устремлений, связанных с аскетическим умонастроением», - поясняет О. Попова. Она пишет в Заключении, что во второй четверти XI в. «аскетический» стиль становится  «программным, освобождается от классических реминисценций; его строгость соответствует образам духовно сосредоточенным, суровым в своей молитвенной отрешенности».  Однако уже во второй половине этого же века на смену такому искусству в византийском мире приходит установка «на возврат к классическим ценностям, что было связано с утратой столь сильного, как раньше, почитания аскезы».

«Литургизация» и «аскетизация» - это главные постулаты нашей книги и краеугольные камни, выработанные византийским искусством этой эпохи. В Софии Киевской они проявились вовсю», - заключила О. Попова.

- Источник -


-Москва, xi, Византия, -Россия, книга, О.С. Попова, В.Д. Сарабьянов, -Киев, xxi

Previous post Next post
Up