Оригинал взят у
o_apankratov в
Сходил на выставку... фоторепродукций русских росписей начала XV в. в Троицкой часовне (условно говоря ; конечно, по сути это храм) в Люблине (Польша), ту, что уже рекламировал (см.
http://o-apankratov.livejournal.com/240615.html ).
Плакат при входе в музей (прочей информации о событии в городе почему-то практически нет):
Вообще понравилось, и даже очень :)
Только росписи эти всё же не совсем русские.
А местами и вовсе западные.
Но лишь местами :)
Убедитесь сами:
Общий вид экспозиции (фойе 2-го этажа б. Присутственных мест в Новгородском кремле):
Оная часовня, постр. королём Владиславом II Ягелло (который у нас Ягайло :)) в кон. XIV в. (с последующими переделками), с разных сторон:
Казалось бы, костёл себе и костёл ...
Это снаружи ...
А внутри ... изнемогает ми ум (с):)
Красота, да и только:
Вид с неких хор на вост. стену, где алтарь:
Очень недостаёт иконостаса :)
Нижняя часть стен и расписной портал:
Бросаются в глаза огромные "полотенца" - ТАКИХ на Руси не делали.
Ещё не одна не наша деталь "всплывёт" ...
Общий вид центрального (надалтарного) свода:
Оригинально разместили образ Спасителя в отсутствии купола :)
Он же поближе:
Письмена в Евангелии - славянские :)
Своды над столпами:
Силы ангельския!
Нерукотворенный Образ над аркой, ведущей к алтарю:
На стенАх и столпах - сюжеты из Евангелия, двунадесятые праздники, святые
(размещаю в порядке, данном в экспозиции) ...
Явление воскресшаго Христа женАм - мироносицам:
Горки и деревА на них вряд ли можно назвать русскими ...
Снятие со Креста:
В пещере внизу краснеет глава Адамлева?
Христос перед Синедрионом:
Как-то особенно понравилось, "Моление о чаше":
Весьма оригинальная композиция ... а каковы апостолы внизу, в ограде из плетнЯ! :)
Обращаем внимание и на славянскую надпись слева вверху ...
Тайная Вечеря, справа - уходящий с неё Июда:
Вход во Иеросалим:
Совершенно замечательны дети, снимающие через головы одежды, дабы постелить их на пути Христа, а сами остающиеся в чём мать родила :)
Почти ренессансная деталь, не видел такого ни на наших фресках, ни на иконах ...
Ещё одна не известная мне среди отечественных памятников иконография - "Предсказание ангелом Богородице крестной смерти Христа":
Крест, однако, вполне православный, восьмиконечный, только ещё без верхней перекладинки с "титлом Пилатовым" ...
Ветхозаветная Троица ("Гостеприимство Авраамово"):
Хотя написано при жизни Рублёва, но как-то не очень на него похоже :)
Весьма колоритно правое древо, с некими не то цветами, не то плодами наверху :)
Хороши и лики прАотцев:
Не знаю, кто как, а лично аз прямых русских аналогий им, опять - таки, не вижу ...
Воскресение - Сошествие во ад:
Слева - свв. пророки, СолОмон и Давыд, над ними - Иоанн Предотеча ...
Весьма оригинален горизонтальный формат композиции ...
Деисус:
Вновь вертикаль, "втиснутая" в горизонталь ...
Красив орнамент в правой части, похож на некоторые из новгородских, но как-то погрубее, что ли ...
Успение Богородицы:
Какое-то как бы наивное, местами :)
Не совсем понятно, зачем тут красный крест в круге чуть слева внизу ...
Замечательное во всех отношениях Вознесение:
Весьма удачное сочетание с архитектурной формой и прекрасные пропорции фигур ...
А вот это уже чистый Запад, "Причащение апостолов" с, как понял, Богом - Отцом в центре:
И складки одежд почти реалистические ...
Центр композиции:
И что здесь, скажите на милость, русского?
Преображение и Воскрешение Лазаря:
Сретение и Крещение:
Св. пророк Илия в пустыне:
Горки очень оригинальны, но отнюдь не наши по стилистике ...
Пророки Иезекииль и Иона:
Надписи на свитках славянские ...
Благовещение и Архангел из него:
Святые воины (вверху) и целители:
Ап. Павел (крайний слева) и святители:
Весьма чётко в отношении двуперстия: оно у того, у кого закрыто Евангелие в руках, т.е. у безмолвствующего, только благословляющего. У прочих книга открыта, т.е. они проповедуют, говорят, и персты, соответственно, сложены не в благословляющий, а в ораторский жест (не путать с новообрядческим "именословием", оно иначе выглядит).
Св. мц. ПарасковИя - Пятница:
Тут, пожалуй, похоже на наши росписи ...
Сюжеты из житий преподобных:
Наверху: старец Зосима причащает (справа) и погребает (слева) св. МАрию егИптяныню.
Внизу: слева - Герасим иже на Иордане со львом (кстати, про его обитель в наши дни:
http://o-apankratov.livejournal.com/130650.html ), справа - Онуфрий великий.
Продолжение агиографического цикла:
Вверху: слева - пророк Даниил во рву львином, справа, насколько понимаю, ангел и пророк АввАкум (весьма занятная иконография, с многоглавой тварью, раньше не видел такой :)).
Внизу - избранные преподобные.
Небесныя силы безплотныя:
Справа вверху - этимасИя, или "Престол уготовАнныи" (куда возсядет Господь во Второе пришествие Свое).
Наконец, появляются заказчики и исполнители росписи:
его величество король Владислав ...
... как трогательно его придерживает за плечо святитель Никола, подводя к Богородице :)
Наверху те, что слева, наверное, из приближённых кто :)
А за высшей знатью и изографы:
Наверху слева, конечно, вновь монарх, в виде вполне классического "лыцаря", получающий корону прямо с небес из рук ангела. Внизу - гербы правителя в различных местах храма (тот, что справа, между прочим, на сАмом верху, под образом Спасителя в главном своде :)).
А вот вверху справа - славянская запись летописного характера о росписи, откуда узнаём точную дату её окончания - 10 августа (ст.ст.) 1418-го, и имя главного мастера, - Андрей (не Рублёв, конечно:)).
Подробности с пояснительного стенда рядом:
Последний абзац в переводе с искусствоведческого (:)) означает, что никаких серьёзных данных о том, что мастера росписи были "гастарбайтерами" с Руси, не имеется. Одни предположения.
Потому осмелюсь высказать и собственное (всё же и на "искусствоеда" в вузе учился :)).
Такое впечатление, что это были местные умельцы из Речи Посполитой (или Литвы, что почти одно и то же), скорее всего, славянской национальности и православного вероисповедания, находившиеся в русле, условно говоря, "новгородско - балканской" (прямой путь с Адриатики/Черноморья на Русь, напомню, проходит как раз через Литву) школы стенописи своего времени. Но одновременно - под прямым, но ещё далеко не доминирующим западным, чисто католическим влиянием. Слишком много и в иконографии, и в стилистике такого, чего нет в возлюбленном Отечестве ... Что, конечно, не умаляет общей ценности памятника, уникального и по мастерству, и по степени сохранности.
"Под занавес" - старинные виды центра Люблина (Троицкая часовня подписана, приглядитесь; да она и просто больше прочих зданий; внизу слева - граффИти XVI в.):
Жаль, не сохранился королевский зАмок, примыкавший к часовне :(
Его остатки были "благополучно" снесены во 2-й пол. XIX в., когда город (в целом, сказать честно, довольно неказистый), как и бОльшая часть Польши, был в составе России. На его месте построили ... тюрьму :(
Полагаю, поляки "благодарны" до сих пор. И если бы только за это :(
Впрочем, русские же (при Николае II) были и первыми реставраторами сей стенописи, долгое время скрытой под сплошной побелкой ... А закончили этот труд поляки, лишь в 1997-м ...
Ну да не будем уходить в сторону ...
Такой вот вышел репортаж, довольно масштабный ...
Но, наверное, оно того стоило.
Ведь многим моим читателям, как показывает опыт общения, и до НовА - града-то сложно добраться, что уж говорить про заграничный Люблин :)
А здесь хоть что-то можно посмотреть :)