Оригинал взят у
sibeaster в
Флоренция -часть 15. Санта-Мария--Новелла (продолжение). Испанская капелла (часть B) Сегодня мы завершаем осмотр Испанской капеллы, а с ней и монастырского комплекса Санта-Мария-Новелла. У нас осталась еще одна большая фреска Бонаюто; собственно, как могла оказаться маленькой фреска, изображающая Церковь в ее трех качествах - кающуюся, проповедующую и торжествующую? Специально, кстати, тянул с рассказом - трудно было удержаться от искушения опубликовать его в Торжество Православия)))
Общий вид честно взят из Википедии, а все последующие детали фотографировал сам, так что за качество простите. Правда, и у википедической фотографии есть существенный недостаток: уж очень яркой они ее сделали, в жизни цвета более спокойные.
В левом нижнем углу мы видим флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре, вернее, его предполагавшийся на момент напсиания фрески вид. Никакого купола Брунеллески, и вместо привычно бело-зеленого дуализма стены розовые. На фоне собора восседает учащая Церковь в лице своих духовных и мирских учителей; видны и покорные учащиеся члены Церкви.
Стенд в капелле пытался пояснить, кто именно изображен здесь. Как выяснилось из сравнения с текстами из Сети, все идентификации сомнительны: Бонаюто не видел всех своих персонажей в жизни, да и спередачей портретного сходства тогда еще были проблемы. Поэтому я с чистой совестью просто перечислю предполагаемых героев фрески, но добавляю волшебное "может быть". Итак, может быть, среди изображенных есть один из пап (варианты Иннокентий VI и Урбан V), император Карл IV (он же чешский король, все знают ведь Карлов мост в Праге?), король Франции Карл V Мудрый, король Кипра Петр I, Екатерина Сиенская, Арнольфо ди Камбио, Петрарка.
В правом нижнем углу идиллия нарушается. Здесь отцы-доминиканцы проповедуют грешникам и еретикам людям, не склонным с ними соглашаться. Конфликт между учителями и ученикам здесь налицо. Собачки, символ доминиканцев и тонкий намек на инквизицию, уже сбежались.
Выше сидят счастливцы, до которых доминиканцы еще не добрались. Девушки танцуют, одна дама играет на струнном иснтрументе, другая забавляется с обезьянкой, один важный синьор готовится к соколиной охоте, другой, задумчивый, сочиняет мажригалы. Понятно, что дела этих людйй плохи: они даже не догадываются, что уже одной ногой находятся в аду.
Но только одной! Потому что святые отцы предлагают покаяться в грехах и направиться в рай.
Верхняя часть фрески расположена слишком высоко, и ее просто так фотоаппаратом не возьмешь. По крайней мере, в Сети я тоже приличных картинок не нашел. Поэтому приходится верить на слово: там изображен рай. В райских вратах стоит Петр, пропускающих только тех, кто, пройдя через покаяние, уподобился невинным детям. Ну а на самом верху на троне восседает Христос Вседержитель, окруженный ангелами.