Оригинал взят у
sibeaster в
Сант-Анджело-ин-Формис - часть 4Напомню, что мы с вами находимся в церкви бывшего монастыря Сант-Анджело-ин-Формис и смотрим фрески, выполненные в промежутке между 1072 (дата основания обители) и 1087 годом (год смерти папы Виктора III, до этого аббата Дезидерия). Фрески апсиды мы уже видели, а все оставшиеся, покрывающие стены нефов, естественно распадаются на три цикла: ветхозаветные, евангельские и иконы святых.
Начнем с ветхозаветных. Начало цикла, очевидно, было на боковой стене правого нефа и не дошло до нас. В настоящее время хронологически первыми являются сцены на задней стене правого нефа: изгнание Адама и Евы из Едема, жертвы Каина и Авеля
Затем повествование переходит на заднюю стену главного нефа, где мы видим убийство Авеля Каином, обличение Каина ("Каин, где твой брат Авель?") и призвание Богом Ноя
Потом история перетекает в левый неф, где сначала в кромешной тьме (в углу), а потом в промежутках между окнами, засвечивающими кадр, можно попытаться увидеть строительство ковчега (справа, сцену слева я вообще не понимаю, и путеводитель назвал "неясным эпизодом из ВЗ"):
Далее идут сцены потопа, жертвы Ноя после окончания потопа (то и другое я разглядеть не смог) и вавилонского столпотворения:
После чего, опуская многочисленные беседы Авраама с Богом (почему их никогда не пишут, я не понимаю), повествование переходит к незабываемой встрече Авраама с Богом под Мамврийским дубом:
Встречу Авраама с Мелхиседеком я не разглядел, зато следующая фреска с жертвоприношением Авраама вполне угадывается (обратите внимание: Авраам придерживает голову Исаака покрытой рукой, чтобы не запачкаться в крови сына):
Завершается стена левого нефа сценой смерти благословения Исааком Иакова (не разглядел, виноват), а самая последняя сцена утеряна навсегда. Далее повествование возвращалось в правый неф, где ничего не сохранилось, а потмо переходит опять на заднюю стену главного нефа. Тут мы можем видеть нечасто изображаемую сцену: призвание Гедеона и его жертву
Последующие сцены, некогда расположенные в левом нефе, утеряны.
Чтобы далеко не ходить, да и для контраста покажу затесавшуюся посреди XI века фреску 1568 года автора Чезаре Мартуччи (он оставил свое имя и дату в ногах св. Луции). Здесь мы видим трех мучениц: Варвару, Луцию и Аполлонию:
Пророческий ряд вытянулся над колоннами, отедляющими главный неф от боковых. К сожалению, имен большинства из изображенных на месте не разглядеть, так что их я и фотографировать не стал (за исключением двух - Давида и Соломона). Из путеводителя следует, что по левой стене от алтаря к входу они идут в такой последовательности: одна из сивилл, Давид, Соломон, распятие (оно из богословских соображений помещено среди пророков), Осия, Даниил, Амос. По правой стене в том же порядке: Исайя, Иезекииль, Иеремия, Михей, Валаам (ого!), Малахия, Моисей, Овдий. По мнению исследователей Давиду и Соломону оказана бОльшая честь (их хоть разглядеть можно, и имена четко написаны), потому что в их лице мастера запечатлели донаторов обители - капуанских князей Ричарда I и Жордана I.
Распятие, хоть и помещенное среди пророческих соображений, логично показать в новозаветном цикле, так что оно будет в следующий раз. Ну и как вам фрески тысячелетней давности, а?