Оригинал взят у
agades_ser в
Вилла Фарнезина (продолжение)После осмотра первого зала, отправимся посмотреть лоджию Психеи, другую историю в красках на потолке и стенах виллы. Любовные истории античности разнообразны, эта одна из самых трогательных и со счастливым концом. Никто не обратился в дерево, в оленя , как Адонис. Не утонул в море, как Леандр. Все обошлось. Психея, в которую влюбился сам бог любви Амур, и на богов бывает проруха, получила прописку на Олимпе и ужилась со свекровью Венерой, что , сами понимаете, не каждой девушке удается.
В то время, когда делалась роспись, лоджия была открытой в сад и гирлянды из цветов и фруктов казались прямым продолжением сада. Прием, который говорит о приближении эпохи барокко, когда особенно любили обманки. С другой стороны он напоминает нам римские античные виллы, в которых были написаны такие гирлянды из даров природы. Преемственность тут налицо.
Голубые небеса между гирляндами населены птицами, амурами, сиренами.. Поднимешь голову - над тобой бурная жизнь !
Две центральные композиции изображают "Совет богов" и "Свадьбу Амура и Психеи".
Двигаясь глазами по кругу можно увидеть всю историю от и до. Особую прелесть она имеет в стихах Ипполита Богдановича, который в 1775 году написал свою "Душеньку".
" ....меньшая царска дочь
От коей многие вздыхали день и ночь,
У греков потому Психея называлась
В языках же других, при переводе слов
Звалась она Душа, по толку мудрецов,
А после в повестях старинных знатоков
У русских Душенька она именовалась;"
До Венеры дошли слухи, что Психея составляет ей конкуренцию.
" Собрав Венера ложь и всяку небылицу
Велела наскоро в дорожну колесницу
Шестнадцать почтовых зефиров заложить
И наскоро летит Амура навестить."
Тетеньки на Олимпе, Юнона и Церера, ясное дело, поддерживают подружку в праведном гневе.
Венера решает послать сынка постращать девчонку, чтобы мало не показалось.
Амур желал тогда пресечь Сию просительную речь. Хотя богинь он ведал свойство Всегда соперниц клеветать, Но должен был привесть в спокойство Свою прогневанную мать И ей впоследок обещать За дерзость Душеньку порядком постращать. Услышав те слова, амуры ужаснулись Весельи ахнули и смехи содрогнулись Одна Венера лишь довольна тем была. Что гнев на Душеньку неправдой навлекла."
По ходу истории Психею отправляют в дальний путь , чтобы она вышла замуж за чудище. Как в "Аленьком цветочке" она попадает в дивные чертоги. На самом деле, Амур, забыв про обещания маме, заманил девицу к себе. Дворец, в котором Психея развлекалась с Амуром был возможно идеалом для подражания Агостино Киджи, во всяком случае благодатный итальянский климат подходит под описание Богдановича.
В счастливых сих местах земля была нагрета Всегдашним жаром лета, И щедро в круглый год Произрощала плод Без всяких непогод.
Удивительно, что нет на фреске знаменитой сцены, так чудесно изображенной в скульптуре Кановой, когда Психея решила подглядеть, кто же её посещает по ночам, зажгла светильник и увидела прекрасного юношу. Капля маста из светильника капнула и разбудила тайного мужа Психеи и он упорхнул.
У Богдановича Душенька ходит и просит помощи у разных богов, у него немного вольный пересказ истории, которую в Риме знали по роману Апулея "Метаморфозы".
Пока Амур залечивал ожог от масла, его недобрая мамаша посылает Гермеса-Меркурия , чтобы он привел Психею.
Дальше начинается другая сказка, про Золушку. Венера дает Психее всякие дурные задания, то отделить зерна друг от друга, то принести водички из Стикса, то золотого руна на шубку.
Тем временем Амур выздоровливает и отправляется к Зевсу на разговор. Помоги, дедушка, просит он, а Зевс любимого внучка треплет за румяные щечки.
Интересно, что за грибы растут у него под боком ?
Зевс взялся поговорить с Венерой и заступиться за подружку. Ты, смотри, а то я тебя этим вот веником !
Амур и три грации. Женюсь, женюсь, какие могут быть игрушки... Но вы, мои вчерашние подружки , со мной останетесь всегда !
По легенде, грация, сидящая спиной к зрителям написана то ли с любовницы Агостино Империи, то ли с возлюбленной Рафаэля Форнарины.
Психея между тем выполняет невозможное, приносит волшебные притирания от самой Прозерпины,богини подземного царства.
Венера наконец сменила гнев на милость и дала согласие на брак. Тут весь Олимп веселится, пьет нектар, закусывает амврозией .
Этим росписи второго этажа не заканчиваются. Есть еще "Свадебная зала". которая была когда-то спальней Агостино. По слухам там стояла кровать Так богато украшенная золотом- драгоценными камнями, слоновой костью, что стоимость была не меньше всей виллы. Зала расписана художником Джованни Антонио Бацци по прозвищу Содома. Художник был достаточно экстравагантной личностью, судя по воспоминаниям Вазари, дома держал целый зоопарк, сочинял непристойные куплеты и вообще был оригиналом. Агостино Киджи он нравился, он любил эксцентричных людей.
Фрески залы изображают четыре сюжета из жизни Александра Македонского : битва, укрощение Буцефала, встреча с вдовой Дария и свадьба Александра Великого с Роксаной. Один из сюжетов : Александра с Буцефалом предположительно выполнил другой художник , подражая Содоме.
Роксана - красавица, которую раздевают игривые путти.
Александр тоже хорош собой. Его лицо соответствует античному идеалу красоты : линия носа продолжает линию лба.
о
Первоначально фрески должен был рисовать тоже Рафаэль, но работа была отдана Содоме, сохранился предварительный рисунок Рафаэля с его композицией.
Эта часть фрески немного напоминает Сандро Боттичелли.