Оригинал взят у
sarmata в
Фрески из ПестумаБлистательный расцвет греческой культуры в 7-4 вв. до н.э. не оставил в стороне и соседние народы. Первыми культурной эллинизации подверглись (в разной степени) соседи греков в Малой Азии (Анатолии) и Италии, где было много греческих колоний. Южная Италия даже носила название "Великая Греция".
После походов Александра Македонского и создания мировой Римской державы греческая в своей основе (эллинистическая) культура распространилась по всему тогдашнему цивилизованному миру (за исключением недоступного Китая). Фактически это был первый опыт глобализации в истории человечества.
В Италии этруски, испытавшие сильное греческое влияние еще в период архаики, создали оригинальное искусство, в котором местные художественные традиции переплелись с греческими. Не остались в стороне и другие италийские народы.
В Национальном археологическом музее в Пестуме на юге Италии можно увидеть замечательные памятники искусства самнитов (одного из италийских народов). Прежде всего, это настенная живопись, украшавшая гробницы самнитской знати.
На месте Пестума в древности находился греческий город Посейдония (Посидония), основанный в начале 6 в. до н.э. выходцами из Сибариса (пресловутыми сибаритами). Однако к концу 5 в. до н.э. процветавший некогда город (о чем свидетельствуют монументальные храмовые комплексы, пережившие 2,5 тыс. лет) пришел в упадок и перешел в руки самнитского племени луканов, пока после Самнитских войн не достался римлянам.
Фрески т.н. "Гробницы ныряльщика", открытые в 1968 гг., являются уникальным образцом монументальной греческой живописи периода ранней классики (датируются 480-470 гг. до н.э.). Знаменитая фреска, изображающая симпосий (дружеский пир), стилистически очень близка к аналогичным сценам на краснофигурной керамике того же периода.
А вот и сам ныряльщик. Музейная табличка поясняет, что изображена не вышка для прыжков в воду, как можно подумать, а стена, отделяющая мир живых от мира мертвых. А прыжок уподобляется переходу в иной мир.
Еще одна фреска из другой гробницы, датируемая тем же временем, с изображением возницы.
С приходом самнитов тема скачек остается по-прежнему популярной. Далее (без пояснений) представлены самнитские фрески, относящиеся к 4 в. до н.э.
Квадрига (деталь)
Богиня (Ника?), правящая колесницей. Весьма решительный взгляд у этой дамы.
Фрагмент терракотовой скульптуры богини-возницы. Обращают на себя внимание свастики на одежде.
Мужчина на повозке, запряженной мулами.
Доспехи (шлем, поножи-кнемиды, анатомическая кираса).