Архангел Гавриил.Фреска в конхе жертвенника церкви св. Георгия
Сейчас создается сайт
Староладожского музея - с публикациями, иллюстрациями и текстами - и это хорошо. К сожалению, создается он людьми, которые продвигают сайт в контакте, копипастят тексты из публикаций без указания авторов, да и вообще похоже не перечитывает публикуемые опусы - и это плохо. Впрочем, они обещают исправться - и это хорошо. Я позволил себе сделать выборку оригиналов картинок (на сайте они распиханы по разным окнам, ссылкам и еще и на превьюшки надо кликать иногда) связаных с фресками Старой Ладоги. Сопроводительные тексты взяты с сайта если не указано сторонних источников.
Фонд фресок и строительных материалов музея-заповедника "Старая Ладога"
В XII в. в Ладоге было построено шесть каменных церквей; все они были украшены фресками. Однако до нашего времени на стенах частично сохранились росписи церквей святого Георгия, Успения Богородицы и небольшие участки с живописью на западных столбах и на южной стене церкви святого Николая Чудотворца. Сбитые и уничтоженные фрески и Георгиевского, и остальных храмов лежат в ладожской земле.
Фрагменты фресок.
Собиранием, систематизацией и анализом этих фрагментов занимаются сотрудники фонда фресок староладожского музея. В результате многолетних исследований удалось установить, что церкви Успения, Николая Чудотворца и Георгия (храм-усыпальница, церковь на месте расселения княжеской дружины и крепостной храм) были воздвигнуты при прямом или косвенном участии князя. [примечание - я связался с автарами сайта - они утверждают, что этот текст был написан недавно, но на сайте выложена так же альтернативная точка зрения - Н.А.Кирпичников считал (в более ранней публикации), что Никольский собор построен посадскими купцами.] Стилистическая близость росписей Никольского и Георгиевского храмов позволяет говорить о вероятном участии в их украшении одних и тех же мастеров, а может быть, и одной художественной артели. Во всех стенописях Ладоги есть черты, которые указывают на работу русских художников и их теснейшее сотрудничество с греческими мастерами.
Фрагменты росписи церкви святого Георгия
Тыльная сторона фрагмента фрески церкви святого Георгия с отпечатком кладки стены XII в.
Фрагмент росписи церкви святого Климента
История ладожских стенописей во многом проясняется за счет поднятых обломков фресок, нередко обнаруженных в лучшей сохранности, чем росписи в интерьерах. Они же являются единственным источником наших знаний о давно разрушенных ансамблях.
Хранитель фондов - Борис Григорьевич Васильев, ведущий научный сотрудник, кандидат искусствоведения.
Фрески церкви св.Георгия в Старой Ладоге
Вид Георгиевской церкви с юго-запада.Акварель В.А.Прохорова.Около 1858г. Вскоре после написания этой акварели, в 1867, к церкви была пристроена паперть и придел(?) (трапезная?) с колокольней. Остатки 17ти векового притвора (одновременно служившего контрофорсом), если они и оставались включенными в пристройку 1867 года были уничтожены при реставрации начавшейся в 1926 году.
Для понимания природы архитектурных форм Георгиевской церкви приведу цитату из
статьи В.Д. Сарабьянова:
Обращают на себя внимание также непропорционально уменьшенные размеры восточных прясел боковых фасадов и некоторая «вдавленность» апсид, которые оказываются слишком глубоко утопленными в куб здания, что особенно хорошо читается на плане храма (илл. 7). В его восточной части ощущается какая-то вынужденная теснота, из-за чего храм с определенных ракурсов утрачивает строгую центричность, столь характерную для новгородской архитектуры этого времени, а барабан его оказывается заметно сдвинутым на восток.
Эти нарушения традиционных пропорциональных соотношений становятся понятными, если учесть, что при строительстве Георгиевской церкви зодчие не были полностью вольны в планировке здания и в разработке его конструктивной системы и художественного облика. Прежде всего, церковь должна была быть включена в уже существовавшую застройку крепости. Так, к ее восточному фасаду, согласно археологическим данным, подходила под углом крепостная стена 1114 года, с чем, вероятно, и было связано перемещение нижнего окна дьяконника.
Но более важным представляется тот факт, что существующая ныне церковь св. Георгия возведена на более древних фундаментах. Недавние исследования памятника показали, что его первоначальный план имел принципиальные типологические отличия от существующей постройки. Согласно первоначальному замыслу, боковые апсиды храма были пониженными, а хоры в нем отсутствовали. Подобный тип храма, редкий для древнерусского зодчества XII века, известен нам на примере двух построек архиепископа Нифонта - Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове (ок. 1140 г.) и упоминавшейся выше Климентовской церкви в Старой Ладоге (1153 г.). Логично предположить, что Георгиевская церковь также была заложена еще при владыке Нифонте, т. е. в середине 1150-х годов. Однако после его кончины в 1156 году возведение церкви было отложено на неопределенный срок. Возобновление строительства произошло уже в другой период деятельности артели, когда новгородскими зодчими был разработан и хорошо усвоен новый тип небольшого храма с тремя высокими равновеликими апсидами и хорами, на которые вела внутристенная лестница в толще западной стены. Этот тип храма, сложившийся в 1160-1170-х годах, во многом определял новгородское строительство вплоть до конца XII столетия. Строители церкви использовали старый фундамент, мастерски приспособив его к новой типологии храмового здания, но это неизбежно повлекло за собой отмеченное нарушение пропорциональных соотношений.
В нашем распоряжении нет никаких документальных сведений о времени постройки Георгиевской церкви и украшения ее фресками. Основываясь на технологических особенностях памятника, можно с уверенностью констатировать лишь тот факт, что возведение храма и написание фресок произошли почти одновременно, с перерывом не более чем на год. Однако художественные, типологические и иконографические особенности архитектуры и стенописи позволяют достаточно уверенно ограничить время создания памятника последними двумя десятилетиями XII века. Конец
цитаты.
Приведенные на сайте схемы скопиперты из
статьи того же В.Д. Сарабьянова, причем в
оригинале они кликабельны и нажав на роспись можно увидеть
цветную фотографию - по-этому я не буду их тут приводить, а только перечислю:
- Схема росписи купола и барабана. Около 1167 год.
- Схема росписи алтаря.
- Схема росписи жертвенника.
- Схема росписи диаконника.
- Схема росписи северной стены.
- Схема росписи южной стены.
- Схема росписи западной стены.
- Схемы орнаментов окон.
Последняя цитата из
статьи Б.Г. Васильева
Причина гибели основной площади фресок приоткрылась при комплексном обследовании здания в долгую реставрацию 1976-96 годов. Археологические раскопки показали, что вся восточная часть сооружения стоит на подсыпном грунте, привнесенном на мыс вероятно, при устройстве новой каменной крепостной стены в начале 12 столетия. Наваливать землю, в свою очередь, пришлось по случаю постепенного ухода воды в реке и соответственного расширения береговой площадки. Строители храма понадеялись на прочность восточной подсыпки, но небольшая осадка все же случилась. Сегодня это хорошо видно на линии резких уклонов древнего пола перед юго-восточным столбом в законсервированном археологическом шурфе. Вероятнее всего храм «затрещал» в первые же столетия своей жизни, и вплоть до сего дня сквозь новые побелки открываются нити трещин на северной стене, на подпружных арках храма. (конец цитаты)
Общий вид росписи купола
Ангелы из "Вознесения"
Иисус Христос
Пророк Соломон
Пророк Давид
Пророк Иеремия
Нельзя не завершить изложение главной цитатой - собственно Георгием (с сайта icon-art.info)
и еще одной цитатой из Васильева: Воинская тематика успешно развита в многочисленных рисунках-граффити, процарапанных на стенах, преимущественно, в этой же части интерьера. Так, в апсиде диаконника зафиксировано несколько рисунков с конями, подвязанные узлом хвосты которых не оставляют сомнений в их боевом назначении. Превосходно скомпонована сценка вождения коня, которого удерживает на длинном поводке воин в княжеской одежде. Встречаются здесь и разнообразные кресты, плетенки, знаки дохристианских символов веры.
Рисунки-граффити церкви Георгия в Старой Ладоге
(1, 3, 4. 5-фрагменты фресок из коллекции Староладожского музея-заповедника;
2-рнсунок в диакоинике ц. Георгия)