Материал для
риддинг группы «Искусство с 1900 года» библиотеки музея Гараж в Москве
Искусство с 1900 года. - М.: AdMarginem, 2016
Густав Климт. Картины для Университета (Философия, Медицина, Юриспурденция), 1903
Социально-экономическая мысль, которое постепенно развивалась на протяжении всего XIX века, в первые десятилетия XX века перешло к практической деятельности, став одним из знамен наступающего столетия. Проследим, как искусство реагировало на те социально-экономические и политические явления, которые происходили в обществе.
1. До Первой мировой войны
Обостряется конфликт между обществом и индивидом, который возник еще в конце XIX века в форме декаданса. Группа художников (Венский сецессион) или художники-одиночки (Матисс, Пикассо) встают в оппозицию к обществу. Результатом становится отказ от «академической» школы живописи, художники выбирают для своих картин неудобные темы: социальное неравенство в эскизах Густава Глимта для Университета, проститутки в «Авиньонских девицах» Пабло Пикассо, тема насилия в «Убийце, надежде женщин» Оскара Кокошки, тема сексуальности у Эгона Шилле. Желание еще больше эпатировать публику приводит к антиэстетическим тенденциям в искусстве. Художник обнажает приемы, которыми он добивается того или иного эффекта, разрушая магию иллюзионистической живописи. Так поступил Матисс в «Голубой обнаженной».
Анри Матисс. Голубая обнаженная 1907
Обратной стороной отделения художника от общества становится самозамыкание. Такая реакция была вызвана страхом и желанием отказаться от ужасной реальности. Таким путем пошли экспрессионисты и абстракционисты. Первые стремились изобразить свое эмоциональное отношение (экспрессию) к существующему обществу; вторые окончательно отказались от попыток изобразить реальности и перешли к нефигуративному искусству. Воррингер «Абстракция и вчувствование» (1907), Ортега-и-Гессет «Дегуманизация искусства» (1925).
Эрнст Людвиг Кирхнер. Улица. Дрезден. 1908
Франц Марк. Судьбы животных. 1913
Василий Кандинский. Композиция VI. 1913
Возможно стоит упомянуть движение «Искусств и ремесел» основанное художниками и теоретиками искусства Джоном Рёскиным и Уильямом Моррисом. Хотя «Искусства и ремесла» и относятся хронологически к XIX веку, а стилево - к ар-нуво, это движение можно расценивать как первую (неудачную) попытку решить социальные противоречия в обществе и включить художника в производственный процесс.
Полная версия
здесь