Под странным названием «книги самописьма» футуристы имеют в виду не что иное как литографированные книги. Новый язык футуристической поэзии требует качественно иного способа организации и ритмизации текста внутри полосы издания. Хлебников не раз отмечал образно-смысловую нагрузку, которую заключает в себе почерк писателя. В своих статьях и манифестах поэты-футуристы: Хлебников, Крученых, Кульбин не раз затрагивают ряд важных и неисследованных вопросов: о звуке и его графическом выражении, о графике печатного и рукописного слова как добавочном выразительном средстве, о синхронном воздействии в поэзии смысла, звучания и начертания слова. [1, с. 70] Хлебников критикует типографский набор, где литеры «вытянуты в ряд, обиженные и пристыженные, и все одинаково бесцветны и серы» и подчеркивает два положения об автографической книге: «1. Что настроение изменяет почерк во время написания. 2. Что почерк, своеобразно измененный настроением, передает это настроение читателю независимо от слов». Из этого Хлебников заключает, что автору следует «вручить свое детище не наборщику, а художнику». [1, с. 71, 74]
Н. Гончарова и М. Ларионов на фоне декорации к опере-балету «Золотой петушок»
в мастерских Большого театра, Москва (1913)
Протестуя против якобы холодного и обезличивающего набора, одни (Ларионов, Гончарова) воспользовались почти своим почерком, другие принялись форсировать небрежность и инфантильность письма, стараясь написать как можно косее и «каракулеватей» (больше всех в этом преуспел Крученых). [4]
Первые литографированные книжки - «Старинная любовь», «Мирсконца», «Игра в аду» - вышли октябре-декабре 1912 года.
«Старинная любовь» А. Кученых вышла тиражом 300 экземляров. Текст и рисунки напечатаны на одной стороне листа. Издание было проиллюстрировано Ларионовым в тот период когда на горизонте его творчества занималась заря «Лучизма» еще до демонстрации живописных холстов.
Старинная любовь. Обложка
Старинная любовь. Стр. 1
Старинная любовь. Стр. 7
Старинная любовь. Сведения об авторах
М.: Типо-лит. В. Рихтер, [1912]. 14 л., 14,5х9,5 см. Тираж 300 экз. Текст и рисунки исполнены в технике литографии (карандаш), отпечатаны на одной стороне листа. Самый ранний след лучизма, еще до демонстрации живописных холстов, можно видеть в иллюстрациях Ларионова к этой небольшой книжке Алексея Крученых. Обложка с букетом цветов и несколько рисунков исполнены в новой, лучистской стилистике. «Старинная любовь» поражает гармоничной цельностью рукописно-графического решения. И текст, и рисунки исполнены литографским карандашом, единство «карандашной» фактуры создает органичные переходы от текста к рисунку. “Старинная любовь” стала первой целиком “рукотворной” цельнолитографированной книгой в истории русского футуризма! [информация
RARUS’S GALLERY]
Легкий, почти очерковый стиль рисунков, балансирующих на грани предметной узнаваемости и абстрактной игры линий, позволяет художнику наполнять книгу удивительным, действительно “воздушным” ритмом. Вся она, от первой до последней страницы, воспринимается на одном дыхании: “движущиеся” рисунки и неровные строчки текста рождают у читателя (и зрителя одновременно) ощущение непосредственности и какой-то необязательности, обычно присущей черновым наброскам. На самом же деле каждая страница отличается абсолютной художественной законченностью и целостностью. Достаточно взглянуть на обложку - на то, как вписано изображение вазы с цветами в обрамляющее ее название, как тонко перекликаются масштабно различные изображения порхающих бабочек и опавших лепестков, заставляя вибрировать само пространство листа, - чтобы почувствовать руку настоящего мастера. Любой, даже малейший нюанс оказывается у Ларионова эстетически осмысленным: штрихи, которыми начертана, к примеру, буква “б” в слове “любовь”, не просто рифмуются с краями вазы, они изысканно вплетаются в ритмическую мелодию, заданную острыми линиями цветка и завершающуюся зигзагом опадающего лепестка. [2, с. 261-262]
Поэмы Крученых, помещенные в книге, объединены одной темой - темой неразделенной любви.
Если хочешь быть несчастным
Ты смотри во след прекрасным
И фигуры замечай! -
такой совет читателю дает автор в начале своей первой поэмы. Над этими строчками Ларионов и рисует одну из таких «прекрасных» - современную Венеру, возлежащую в соблазнительной позе, с атрибутами быстротечной любви - летающими бабочками и осыпающимися лепестками цветов. А прохожего, который желает «быть несчасным», Ларионов изображает на следующей иллюстрации: он хотя и торопится, но не спускает глаз с прогуливающейся под зонтиком «уличной красавицы». [2, с. 263]
Литография «Прогуливающаяся женщина» интересна также тем, что является связующим звеном между примитивистским и лучистским периодами творчества Ларионова. Жесткий контур, которым очерчены силуэты персонажей указывают на стилистику примитива. Лучистская штриховка, выполненная более легким нажимом карандаша, образует характерные световые плоскости, которыми художник дробит силуэты и намечает пространственные плоскости. [2, с. 129]
Сборник «Мирскóнца» был «написан» несколькими художниками (Н. Гончарова, М. Ларионов, Н. Роговин и В. Татлин). Издание вышло тиражом 220 экземпляров. От страницы к странице меняется рисунок почерка, его графика и ритмика: он то спокойно-округлый, то угловатый, ломкий, нервный, то стремительно летящий, как бы невесомый, то тяжело печатающий слова. Строчки то теснятся, заполняя весь лист, то свободно располагаются на странице. Страницы текста перемежаются иллюстрациями на весь лист, рисунки вплетаются в рукописный текст, то прерывая его, то располагаясь на полях. Каждый раз - новая гармония, новая пластика организации страницы.
Мирсконца. Обложка
Мирсконца. Иллюстрация Н.Гончаровой [Вила и Леший]
Мирсконца. Иллюстрация М.Ларионова [Лучистская композиция]
Мирсконца. Текст Куют хвачи черные мечи...
Мирсконца. Текст АХмЕТ ЧАШУ дЕржеТ...
М.: Литография В. Титяева, [1912]. 39 л. Тираж 220 экз. На издательской обложке, исполненной в технике коллажа, две наклейки: текст: Мiрсконца /А. Крученыхъ/В. Хлебниковъ и по центру: коллаж из цветной бумаги Н. Гончаровой [цветок]. 18,7x15 см. Все литографии (тушь) отпечатаны на одной стороне листа. Литографированный коллективный сборник русских футуристов. Здесь Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) выступила в роли создателя первого в мире книжного коллажа. Именно в этом и заключается ценность данного литографированного издания. [информация
RARUS’S GALLERY]
В целом сборник построен на чередовании контрастов, которые не дают ослабнуть вниманию читателя. [1, с. 74] Самое интересное в этом сборнике - обложка. На обложке впервые был помещен коллаж. Такой неординарный прием в оформлении книги применила Наталия Гончарова. Наклейка из цветной бумаги в форме цветка занимает главенствующее место на пространстве обложки. Сегодня известно около 12 различных вариантов обложки этого издания. Эксперименты с обложкой являются важной частью издательской деятельности русских футуристов. Обложка для футуристов не только имеет характер носителя заглавия, поля, содержащего название книги, и пространства, играющего роль некоего введения в содержание, но понимается как прямое начало манифеста. [3. с. 301]
В сборнике «Мирскóнца», так же как и во «Взорваль» (1913, 450 экз) ряд текстов набран с помощью резиновых штампиков из детской наборной азбуки. Разная степень нажима руки создавала ритмическое чередование бледных и сочных литер. Существуют экземпляры в которых использовались не только голубые, но и чернила других цветов.
Эти издания вызвали шок у эстетов, членов санкт-петербургской художественной группы «Мир искусства». Последние не разглядели в новых начинаниях своих молодых коллег ничего, кроме издевки над здравым смыслом. «Нельзя же допустить, что вот и через десять лет талантлевийший Ларионов будет дурить и издавать свои скоморошьи альбомчики», - возмущался А.Н. Бенуа.[Цит по: 1, с. 6, 11.]
Артистизм этих опытов не стоит переоценивать - считает графический дизайнер и искусствовед Владимир Кричевский - некоторые авторы «зависли» между живым и нарочито корявым почерком, доказав тем самым, что и антикаллиграфичность требует каллиграфической хватки (Взорваль - 1913, «Тэ ли лэ» или, например, хлебниковский «Изборник» работы П.Н. Филонова - обе 1914).[4]
____________________
[1] Ковтун Е.Ф. Русская футуристическая книга. - М. : ИД «РИП-холдинг», 2014.
[2] Поляков В. Книги русского футуризма. - М. : Гилея. 2007.
[3] Родькин П.Е. Обложка футуристической книги: от функциональности к художественности // Знание. Понимание. Умение. - 2012. №2. С. 301.
[4] Кричевский В. Типографика футуристов на взгляд типографа*. Часть вторая // Журнал «Шрифт» [электронный ресурс].