Зравствуй, Винсент!
Сегодня я побывал еще на одной выставке от третьяковской галереи, по которой нет никакой возможности собрать достойный материал. Нет у наших музеистов привычки делать фоторепродукции запасников. О том, что в них хранится мы можем судить только по проводящимся время от времени выставкам.
Н. Рерих "Пунка-Хариу. Финляндский этюд" (1907)
Текущая выставка посвящена моему любимому материалу - пастели. Пастель - это такие мелочки, состоящие из пигмента, мела или глины (конте) и связующего материала, чаще всего гуммиарабика. Такой скромный по исполнению материал дает поистине удивительные возможности в работе. Пастелью можно работать линией, штрихом и плоскостью. Можно рисовать как карандашом, штриховать, растушевывать бумагой, кистью или пальцем (это самое приятное). Можно работать на рельефной бумаге, замше, пергаменте, наждачной бумаге, велюровой бумаге, мокрой бумаге. Можно сточить пастельную пыль, разбавить ее водой и писать кистью. Много чего можно. А есть еще масляная пастель...
Вернемся к выставке. Как ты уже понял, мне будет мало что показать, поэтому постараюсь побольше рассказать. Во первых, портреты XVIII века. Очень тонкая работа. Ты помнишь "Шоколадницу" Лиотара Жан-Этьена нашего?
Жан-Этьен Лиотар "Шоколадница" (ок. 1743-45). Пастель, пергамент.
Галерея старых мастеров, Дрезден
Вот примерно в таком ключе. Очень тонкие кабинетные портреты на пергаменте, выполненные чаще всего иностранными мастерами: отец и сын Шмидты, братья Барду, чаще всего копии с живописных работ. Однако есть и русские мастера среди них, например, Степан Яснопольский.
С. Яснопольский "Портрет неизвестной" (1785)
А эта работа мне напомнила повесть Николая Гоголя "Портрет". Наверное вот такие Флоры могли выходить у молодого талантливого художника Чарткого.
Неизвестный художник "Портрет неизвестной в образе Флоры" (1780-е годы) Бумага серая, пастель, итальянский карандаш
Следом идут такие величины как Орест Кипренский и Александр Орловский.
О.А. Кипренский. Портрет Петра Алексеевича Оленина. 1813. Бумага на картоне, итальянский карандаш, пастель
А. Орловский "Автопортрет (Автопортрет в красном плаще)" (1809)
Анализируя эти работы этих мастеров я понял одну простую вещь. Чтобы избежать синих теней в портрете, нужно брать холодный свет. Достаточно сделать светло-серые или белые блики на лице, и у меня будет полное право делать коричневые тени. Вообще, удивительна лепка лица при столь малом выборе пигментов. Уметь надо, а не выбирать нужный цвет из 10 оттенков.
Второе рожденье пастель получает в конце XIX века, становясь материалом для этюдной и пленерной работы. На выставке были картины гениев наших: Исаака Левитана, Михаила Врубеля, Валентина Серова, Николая Рериха, Зинаиды Серебряковой, Виктора Борисова-Мусатова.
И. Левитан "Разлив" (1895)
В. Борисов-Мусатов "Дама у гобелена. Портрет Н.Ю.Станюкович" 1903
Интересный прием, сочетать вертикально направленные штрихи на фоне и пересекающиеся, наслаивающиеся штризи на платье. Борисов-Мусатов предпочитал тусклые выцветшие тона, и даже в маслянной живописи имитировал акварельную легкость. Пастель - определенно тоже его материал.
М. Врубель "Жемчужина" 1904
Эффект перламутра благодаря сочетанию серого голубого и розового и спиральная композиция притягивает глаз зрителя и заставляет его путешествовать по кругу.
В.Серов "Портрет Нины Хрущевой" 1903
P.S. Две наиболее понравившихся мне работы: "Крыши в дождь" и "Девушка с обезьянкой" прислать не могу по вышеуказанной причине.