Пит Мондриан. "Композиция с большим красным полем, желтым, черным, серым и синим". 1921
Красная плоскость ненамного меньше четверти картины и лежит в каждой из четырех четвертей. Это уже делает ее абсолютной доминантой. Основная красная плоскость имеет цветовую рифму в нижнем правом углу, так создается напряжение по основной диагонали картины. На второстепенной диагонали имеется напряжение между двумя желтыми плоскостями, но оно значительно меньше из-за того, что цвет не такой интенсивный. Второстепенная диагональ вообще более загружена, на ней практически нет участков белого цвета. Даже небольшой квадрат под красной плоскостью художник счел нужным закрасить черным цветом (изначально он был разделен греческим крестом, эти линии хорошо видны через слой краски). Черные плоскости утяжеляют нижнюю половину картины и вместе с двумя желтыми секторами и маленьким красным оттягивают внимание зрителя от красной плоскости. Но взгляд все равно возвращается обратно.
Здравствуй, Винсент!
Наконец я могу написать тебе о своем знакомстве с творчеством твоего соотечественника Пита Мондриана. Выставка, отражающая его творческий путь к геометрической абстракции вот уже второй месяц проходит в нашем городе.
Пит Мондриан родился в 1872 году в Нидерландах в семье каливинистов. В Амстердаме он получил классическое художественное образование. Первые работы Мондриана были пейзажами настроения, вполне выдержанными в духе XIX века. Но молодого художника не устраивает достигнутое мастерство, и он начинает экспериментировать с композицией и цветом. Интересен выбор объектов для рисования: например, мельницы. В этом уже можно усмотреть резкие вертикальные и горизонтальные линии, или каркасную сетку его будущих картин.
Остзейская мельница вечером. 1907-1908
Ветряные мельницы в солнечном свете, 1908
Мельница. 1911
Натюрморт с кувшином и имбирем II 1912
Пит Мондриан начинает знакомиться с художественной жизнью Европы: с постимпрессионизмом, фовизмом, пуантилизмом. Особое впечатление произвели на него работы Пабло Пикассо и Жоржа Брака. От каждого из многочисленных "измов" художник берет то, что ему необходимо, что поможет ему сформировать собственный стиль. Фовизм раскрывает для него силу чистого цвета. Во время работы в пуантилистическом стиле Мондриан учится организовывать холст с помощью плоскостей локального цвета, не смешивая его физически. От кубизма будущий создатель абстракций из черных решеток воспринял идею разложения пространства, его уплощения. Линия начинает значить что-то сама по себе, не обрамляя цвет.
Ромбическая композиция с желтыми линиями. 1933
Холст имеет вид квадрата (я нашел, что все его стороны равны), поставленного на угол. Вертикальные и горизонтальные попарно параллельные линии отделяют углы квадрата от центральной плоскости картины, имеющей вид восьмигранника. Толщина линий уменьшается в следующем порядке: левая, верхняя, нижняя, правая. Верхняя и левая линии имеют большее напряжение, так как они расположены ближе друг к другу и имеют равную толщину. Взгляд зрителя попадает в центр картины, стремится к верхней правой плоскости, однако неминуемо возвращается в центр.
А в это время в Европе гремят революции и войны. Ошеломленный и оглушенный последними научными успехами мир стоит на Рубеже Эпох, напряженно вглядываясь в тьму неизведанного. Одними из тех, кто увидел свет, брезжущий в глубине этого мрака стало Всемирное Теософское Общество, основанное Еленой Блаватской. И не может быть случайным, что три великих художника, положившие начало абстрактной живописи, так или иначе были связаны с обществом. Знакомство с Теософким Обществом, а так же с обществом Розы и Креста оказало видимое влияние на Казимира Малевича. Василий Кандинский написал свой основной программный труд "О духовном в искусстве" под влиянием теософских идей. И, конечно, Пит Мондриан был видным членом Теософского Общества до самой смерти. Он создал для Общества удивительную картину:
Триптих "Эволюция". 1911
В этой работе художник интерпретирует пробуждение мировой души из вечной смерти в вечную жизнь. Примечательно, что здесь Мондриан использует символику цвета, от которой в скором времени отказался в своих абстрактных работах.
Так почему же все-таки Теософия стала источником абстрактной живописи. В основном, конечно, этому способствовала идея множественности миров. Как и неоплатонисты, теософы постулировали существование иных планов бытия, более высоких чем наш материальный план. Именно в этих верхних планах содержится истинное, первичное бытие, искаженным отражением которого становится мир, отягощенный материей.
Композиция с синим 1937
В IV Четверти квадратного холста помещен небольшой синий прямоугольник. Динамика прямоугольника сбалансирована утолщением ограничивающих его линий. Диагональ его почти соответствует основной диагонали картины. Ритмичность черных линий увеличивается от верхнего левого угла к нижнему правому. Картина разделена на два неравных прямоугольника толстой горизонтальной линией. самой толстой из всех. При этом наиболее интересна нижняя часть, в которой, посередине между центральной линией и краем холста, и находится синяя плоскость. В верхней части картины находится большая белая плоскость, уравновешивающая маленькую синюю.
Взгляд зрителя входит в картину с левой стороны и через большой белый прямоугольник проваливается в нижнюю часть картины. После этого, следуя по рельсам горизонтальных линий, взгляд приходит к синей плоскости. Далее внимание удерживается на этой плоскости благодаря напряженным черным линиям, мешающим дальнейшему продвижению справа.
Небольшое расстояние между ближайшими к границам холста линиями и, собственно границами, создают впечатление выреза из бесконечного пространство. Однако конструкция рамы не дает зрителю соединить это пространство с плоскостью стены, оно как бы выдвигается из стены на зрителя.
При определенном состоянии внимания картина начинает вибрировать. Сетка черных линий воспринимается как объемная каркасная конструкция, четырехугольники уходят на различную глубину, появляется пространство.
Пит Мондриан очень педантично относился к тому, где и как будут смотреть его работы. Он сам разработал конструкцию рамы, отделяющей картину от плоскости стены. На обратной стороне холста он оставлял порой подробные инструкции о том, в каком месте и на какой высоте следует повесить данную работу, какое следует сделать освещение.
Свой стиль он назвал "Неопластицизм" и в нескольких статьях сформулировал его основные идеи: картины должны содержать только вертикальные и горизонтальные черные линии, пересекающиеся под прямым углом, допустимо использование только трех основных цветов (красный, синий, желтый) и двух не-цветов (черный и белый). После эмиграции в Америку, войдя в новый ритм жизни Нью-Йрка, Мондриан сделал попытки пересмотреть свои постулаты, но завершить эксперимент от не успел.
Нью-Йорк I 1942
Пит Мондриан, урожденный Питер Мондриаан, умер в 1944 году.
"Неопластицизм утверждает справедливость, потому что равенство пластических средств в композиции показывает, что каждый может быть равным среди равных." Пит Мондриан
В наследство от великого художника-мыслителя мир получил его метод. Метод создания гармонии. Метод, который нашел свое применение в скульптуре, интерьере, моде. В свое время Каземир Малевич высказывал свое желание реорганизовать мир, природу, по принципам супрематизма. Пит Мондриан, по всей видимости, не высказывал столь претензионных планов. Общество само подхватило его неопластицизм, и успешно использует его по сей день.
Туфли "neoplasticism" от Charlotte Olympia. 2012
Ив Сен Лоран, платье из коллекции 1965 года
Мебель в стиле неопластицизма, созданная Герритом Ритвельдом в 1923 году
P.S.
На последней лекции, посвященной Питу Мондриану было уделено особое внимание Теософии, и ее влиянию на культуру XIX и XX веков. С удивлением я узнал, что и просветители, и романтисты, и символисты были так или иначе связаны с теософией, а поэты серебряного века были членами Общества чуть ли не через одного.
Мне показалось важным подробнее изучить это религиозно-философское учение. О результатах этого погружения я тебе сообщу в свое время.
А пока я готовлюсь к выставке Натальи Гончаровой, о которой я напишу тебе уже в ближайшее время.