Ягайло и Мамай (кому утопия, а кому и антиутопия)

Apr 30, 2014 17:45

После потрясений, постигших Восточную Европу в десятых годах XXI века, произошла кардинальная ротация ключевых игроков на всём огромном пространстве от Балтики до Каспия. В этот смутный период мир увидел множество причудливых комбинаций, неоднозначных концепций и спорных попыток их воплощения. Но скучная реальность взяла своё. Оказалось, что самой жизнеспособной формой для постсоветского пространства является сочетание авторитаризма, госкапитализма и социального патернализма, замешанных на почвенническом культурном бэкграунде элиты.

Конечно, ничего сверхнового и революционного в самом таком устройстве не было. К примеру, Россия многие годы строила свой авторитарный госкапитализм. Только вот в итоге не получилось. Огромная территория не позволила в должной мере сконцентрировать всю полноту власти и собственности. Заложенную еще в ельцинские годы социал-дарвинистскую стратегию по отношению к "населению" не смогла компенсировать даже массированная патриотическая пропаганда. Элита оказалась слишком ориентирована на свой личный комфорт и слишком оторвана от земли. Репрессии и насильственное насаждение идеальных мотиваций только усугубили ситуацию, вызвав агрессивное отторжение у всех слоёв.

Украина - главный оппонент России, изначально была далека от подобного устройства. Сложно построить стабильный госкапитализм, когда государство является переходящим трофеем в руках борющихся олигархических группировок. Денег на достаточный уровень социальных гарантий здесь никогда не было.  Понимание почвенничества в разных частях страны - слишком разное. И прочая, прочая, прочая.

В новой Восточной Европе многократно возросло значение Беларуси. Изолированная от остального мира "последняя диктатура Европы" начинает играть первую роль. Долго консервировавшая советские ценности страна зубров, партизан и картошки, безо всякой перемены режима расцветает настоящим неолитвинизмом. На север и юг от былого Полоцкого княжества, она собирает земли под лозунгами политической стабилизации и экономического благоденствия. И, конечно же, идеология! Славянофилам - приобщение к исторической Руси, не загрязнённой азиатчиной. Западникам - магдебругское право литвинских городов, включая Смоленск и Бобруйск. Симеон Полоцкий - великий святой наставник русских царей и прямой предшественник Пушкина в создании русского языка. Франциск Скорина это та причастность к культуре ренессанса, которой так не хватало русской культуре.

Но пока официальные минские идеологи обдумывают концепцию "Историческая Россия закончилась и начнётся государем Николаем Александровичем", с востока могущество новой державы уравновешивает другая сила. Это корпорация Татарстан, которая из космоса видна яркими пятнами засеянных полей, на фоне блёклых окрестных регионов.

В Казани и в Челнах есть несколько имамов, которые полушепотом ругают руководство республики за неразборчивость в связях, но до официальных обращений духовного управления эта критика не доходит, да и если бы дошла… Неоордынский проект XXI века таков, что в ход идёт всё. Татарам Ульяновской, Пензенской областей - помощь от единокровных братьев. Казань, Крым, Астрахань и Сибирь - четыре звезды одного созвездия. День солидарности с мусульманами Сомали во вторник, Всемирный финно-угорский съезд в Кукморе в среду (вепсы, эстонцы и меря задержатся!), в четверг передача списка с Казанской иконы Антиохийскому патриарху "с искренней надеждой на урегулирование ситуации", в следующую пятницу Всемирный русско-татарский международный собор… И снова стабильность, благосостояние, мир и согласие всем, всем, всем.

На янтарном побережье Балтики откроется еще три молочных комбината. Экологически-чистая  продукция белорусских компаний открывает новые рынки в странах Европы. "Со своим-то казылыком и в Рязани лучше! Будем постепенно компенсировать ущерб нанесенный предками". XIV - XV века во всех учебниках объявляются Золотым веком и Веком героев. Все, что было потом - лишь досадное отклонение от верного пути. Над Восточной Европой красно-зеленый рассвет. Ягайло и Мамай встретились на Дону в третьем тысячелетии. Вступят ли они в бой или останутся союзниками?

поэзия

Previous post Next post
Up