Jun 24, 2013 11:55
На выходных почему-то задумался о двух человеческих стратегиях восприятия Бога:
1) Бога как всемогущего владыки всего существующего и всевидящего ока.
2) Бога как путеводителя и учителя.
Первый Бог (как абсолютный самодержец) может выручить в трудную минуту и направить обстоятельства ко благу человека, но он же держит всё существующее в заложниках своего всемогущества.
Другой Бог как бы «не при чём» относительно дурного устройства этого мира. Он приходит сюда, находит человека и призывает его стать своим последователем, делает человека своим соработником, воспитывает в нём нужные качества и они вместе проходят юдоль.
С Богом-пантократором легче жить. Как в поповской присказке из 90-х: «У нас такая крыша!». Надеясь на его благость можно много чего получить, а разуверившись в его благости ничего особо не теряешь. Ну, сидит «на небушке» вселенский тиран, и никуда ты от него не денешься. Зачем рыпаться? Как рассудит, так и будет. Без изъяна нет никого, и все зависят от его милости.
С Богом-сталкером приходится реально вкалывать. Повышать и углублять знания, упражняться. Ежедневно быть готовым к удару и западне. Не особо расслабляться в счастливые минуты озарений. Не особо надеяться ни на свои силы, ни на помощь со стороны учителя. Из всего извлекать урок. Жестокость учителя вполне понятна, поскольку поможет выжить. Но, в принципе, здесь никто не запрещает сойти с дистанции и удерживать насильно не будет.
Один Бог - «женский» крепко обнимает «душу», согревает теплом и даёт понять, что никуда и никогда не отпустит.
Другой Бог «мужской», который подходит к компании мальчишек, мастерски отбивает мяч и говорит: «Пацаны, айда за карбидом на склад! Кому слабо через забор перелезть и собакам не попасться?».
Это два стерильных случая, которые в идеале лучше не смешивать. Ибо Бог всемогущий, который гоняет почём зря своих преданных рабов и постоянно требует с них чего-то, будет выглядеть неприятным самодуром. А Бог-предводитель, включивший «а-та-та» в отношении своих учеников просто напросто предаст дружеские отношения, к которым он сам же стремился.
В идеале так. А сколько у нас в повседневности всего намешано?
Христианство,
православная психология,
быстрые мысли