Отрывок из моей новой книги.
Михаил Семёнович Воронцов 20 сентября отбыл из Бердянска в Мариуполь, где его встречал новый градоначальник «Таганрогский, Ростовский, Нахичиванский и Мариупольский главный попечитель купеческого судоходства по Азовскому морю и начальник Таганрогского таможенного округа» статский советник барон Отто Германович Пфейлицер-Франк, который ранее был старшим адъютантом (еще во Франции) генерал-губернатора Воронцова. Он сообщил Михаилу Семёновичу, что в Таганроге возникла эпидемия холеры. Франк рассказал своему начальнику о планах застройки города Таганрога и просит у Воронцова денег для обустройства порта и набережной. Далее они отправляются по морю в Таганрог куда приезжают в конце сентября. Градоначальник Отто Франк к прибытию генерал-губернатора устраивает торжественное открытие Каменной лестницы. На верхней площадке были установлены «Солнечные часы», которые два этих человека открывали в присутствии всего города. Нижнюю часть лестницы так же к открытию закончили, часть каменного портового амбара была снесена, и лестница теперь стала выводить горожан к морю. Франк показал Воронцову мощённый камнем спуск градоначальника (ранее Банный), который назвали в честь Михаила Семёнова «Воронцовским». Он соединил улицы Старо-Греческую с Портовой. На месте крепостного рва они совместно решают сделать ещё один спуск для проезда конных повозок и другого транспорта. Этот овраг на следующий год Отто Франк завалил землёй и так же сделал здесь мощёную камнем дорогу, которую по окончании назовут «Воронцовским спуском» (ныне Комсомольский спуск).
В архивных документах ГАОО в описании тома №191 дел администрации генерал-губернатора Воронцова за 1833 год находим папку №73 , состоящее из 116 листов о том, как была организована доставка камня в Таганрог, которым мостили спуски и улицы в городе. Когда Одесса станет доступной, то можно будет прочитать эти документы, которые наши историки долгое время игнорировали.
На старой доревалюционной фотографии видим Каменную лестницу которую строили с 1824 года когда по просьбе градоначальника Николая Александровича Наумова Воронцов отправил своего архитектора Франческо Карловича Боффо, который сделал первый проект этой каменной лестницы. Во время пребывания в Таганроге Александра Павловича в следующем году про строящую каменную лестницу никем и ничего из сопровождающих лиц Государя не упоминалось. Сам градоначальник Дунаев старался не показывать это строительство, только жаловался позже Воронцову на нехватку денег. Генерал-губернатор Михаил Семёнович появился в Таганроге ещё до прибытия высоких персон. Он довёл градоначальнику Дунаеву разговор с Императором, по которому городу будет оставаться часть денег от таможенных пошлин для приведения в порядок городских улиц, гавани и зданий порта. Градоначальник заморозил строительство каменной лестницы и все силы бросил на ремонт казённых строений как-то: «военные караулки, казармы, госпиталь, тюрьма, дом призрения бедных, городской сад, полицейские будки, фонарные столбы».
В феврале1826 года Таганрог посетил столичный журналист Павел Петрович Свиньин. Наш знакомый почтмейстер Константин Булгаков ранее писал ранее о нём: «…всех подробнее сведения нам даёт всё-таки Свиньин; пусть над ним смеются, а он всё себе пишет да пишет в своих Отечественных Записках». Павел Свиньин в своей газете уделил особое внимание недавно построенной в городе Таганроге Каменной лестнице: «Съездов в таможню имеется два, кои быв довольно круты, требуют исправления. Впрочем, для пешеходцев устроена прекрасная каменная лестница, благодаря пожертвованию Грека де-Пальды, который завещал по смерти своей 15 тысяч рублей для сего предмета. Остается кончить снизу, для чего нужно купить и уничтожить один таможенный амбар. Лестница идет прямо в Греческую улицу, и наверху ея сделана площадка в роде открытой террасы с лавками. Признаюсь, что невольным образом отдохнешь здесь лишние полчаса, ибо вид на рейду, особливо ввечеру, когда возвращаются все каботажные лодки и замелькают огоньки в каютах - ни с чем, несравнен. Говоря о таможне, кстати почитаю сказать несколько слов и о торговле здешнего порта за прошедший 1825 год. Кораблей приходило под различными флагами 212, привезено было на оных разных товаров и иностранной монеты на 3 009 000 рублей». Как видим из это сообщения, таганрогская каменная лестница в феврале ещё не была закончена внизу её до сих пор находился каменный таможенный амбар. Многие современные историки утверждают что она была построена ранее,но это не так. Она упиралась в амбар и прохода для жителей в 1826 году ещё не было.
Позже строители смонтировали лестничные марши через портовый амбар,часть которого администрация города выкупила у купцов. Заделанные кирпичём стены амбара слева и справа завершали нижнюю оконечность этого сооружения.Только спустя несколько лет лестница приняла тот вид который мы видим на старом фото.