Наше Кое-что. Часть вторая

Apr 16, 2015 02:28

Мне сегодня-вчера удалось отпроситься с работы, застать в школе учительницу и выслушать её точку зрения на этот конфликт.
На самом деле, всё не так плохо, как я ожидала, и динозавр не такой замшелый, как я опасалась. (Ну, если сравнивать этот разговор с прошлым, с учительницей английского..... :))
То есть, можно даже говорить не о конфликте, а о непонятых ожиданиях. С обеих сторон.

Сначала мне просто протянули тетрадку и сказали: "Вы почитайте, почитайте!". По тону предполагалось, что я должна была почитать и ужаснуться.
Я почитала. :) Ужаснулась. Потому что мальчик явно недоработал, недостарался, и это действительно было плохое сочинение. Только у нас с учительницей оказались разные точки зрения на то, почему оно плохое. С моей точки зрения, Вадька поленился раскрыть свою мысль в полном объеме, выразился о героях в резких выражениях, но не обосновал, почему он о них такого мнения. С точки зрения учительницы, он посягнул на святое и вообще не имел никакого права о героях! классического! произведения! говорить в таком неуважительном тоне. "Он нетактичен!"

Мы поспорили.
Я напомнила учительнице, что вообще-то упомянутые герои не так уж далеко ушли по возрасту от мальчика, и он хотя бы поэтому имеет полнейшее и абсолютное право думать о них как хочет. Такой себе, если угодно, взгляд юноши из 21-го века на проблемы молодых людей двухсотлетней давности. :)
"Вы, я вижу, пришли сюда выступать адвокатом?!"
"Нет, - говорю. - Я пришла понять и объяснить ребенку ваши ожидания, и помочь ему донести до вас его точку зрения".
Потому что (блин!) это бесценно - тот факт, что он вообще читает и думает, хотя мог бы тупо списывать с интернета. И, - говорю, - я очень не хочу, чтобы такие недоразумения отбили у него охоту читать, думать и высказывать своё мнение. И если он высказывает его как-то не так - давайте его научим высказывать его качественнее - но не подменим его мнение общепринятым.

"Вы тоже считаете Татьяну глупой?!"
Тут я даже немного растерялась... :) Нет, я не считаю её глупой. Её образ мыслей и поведение, в общем-то, вполне нормальны для девочки её возраста. Она наивна, неопытна, восторженна... с высоты своих почти-сорока-лет я могла бы назвать это глупостью, но не стану, потому что понимаю. А вот Вадька, со всем цинизмом своих пятнадцати, пожалеть девочку ещё не может. И не сумел подобрать таких щадящих слов, как "наивность" или "неопытность".

...А мальчик, что характерно, сидит сычом, слушает вот это вот всё и молчит. И только тут - и только сейчас! - к нему наконец-то обращаются и просят объяснить, что он имел в виду. Вадька бурчит что-то в том смысле, что как же Татьяна могла не заметить и не понять, что Онегин - угрюмый, мрачный, холодный тип и совсем не тот человек, который ей мог бы подойти?! Мы же - читатели - это видим?!
"А если это любовь?!" - несколько даже патетически спрашивает учительница.
"А про это я ничего не знаю и знать не могу" - хмуро отвечает Вадик.
"Нет опыта!" - сокрушенно констатирует она. И смеётся.

(блин, да половина программы мировой литературы вообще несвоевременна - в том смысле, что дети ещё не готовы воспринять предложенные произведения, как раз в силу отсутствия опыта! Ну вот зачем, зачем юноше или девушке 16-ти лет та же "Анна Каренина"?!!)

Ладно, закончили мыть косточки Татьяне, перешли к Ленскому, у которого, по словам Вадика, "молодое сердце и пустая голова". На уроке, при классе, учительница уже успела выразиться в том смысле, что как Вадька пообще посмел назвать голову Ленского пустой, когда Ленский университет закончил! Мол, сам сначала университет закончи, а потом уже будешь Ленского судить. (тут я прямо даже не знаю, что сказать... Ах, если бы высшее образование гарантировало наполненность головы тем, чем следует...:)).
В этот раз я решила сразу передать пас Вадюхе и попросила объяснить, что именно он имел в виду. Он, оказывается, имел в виду, что умные люди находят более эффективные способы разрешения конфликтов с друзьями, нежели дуэль, и раз уж Ленский не придумал ничего иного, кроме как стреляться - то он определённо не умён.

В общем, Вадику я высказала всё, что думаю о проявленной им лени - и о том, что впредь ему бы стоило раскрывать свою мысль сразу во всей полноте, а не ждать, чтобы из него её вытягивали щипцами на очной ставке с учителем. Потому что просто сказать "он козёл" - это оскорбление. А сказать "я считаю его козлом, потому что: 1)у него рога, 2)у него копыта, 3)он говорит "Мее"" - это уже Мнение. :))

А учительницу попросила мальчика мне не портить. :) Потому что он - да! - имеет право не любить, не уважать, не восхищаться героями, которых вроде как положено любить, уважать и восхищаться, и совершенно не важно, насколько классическим и священным для человечества является Автор и его Произведение.

"Ну что вы, я так рада, что он начал читать! Я же вижу по тексту, что это не списано из хрестоматии, что он это писал сам! Я это так одобряю!"

Блин же. :(
Ну покажи, как ты это одобряешь! Ну поговори ты с учеником, опять же, сама - на перемене, в конце концов. Зачем было вот это, образно говоря, хлестание по щекам на уроке? Вадик не очень любит выступать публично, и совсем ещё не готов и не умеет публично спорить, он интровертный и закрытый мальчик, он раскрывается с теми, кому доверяет и кого уважает.
И нет, он не "начал читать"; он-то как раз читает - он запоем читает, его спать не прогонишь. :) Но обычно он читает совсем не то, чего требует программа. А тут в кои-то веки звёзды встали и всё сложилось...

В общем, оказывается, она ему оценку не поставила не с целью унизить, а из чистого милосердия - потому что сочинение плохое, баллов на 6-7 (кто бы спорил!). Но переписывать его она Вадьке не даст, потому что совсем не хочет, чтобы он списал из интернета "как надо", а, повторюсь, ценит его самостоятельную работу.
*тут должен быть смайл фейспалм* В очередной раз убеждаюсь, что все беды человечества проистекают от неумения людей разговаривать друг с другом.

Да, а за домашку она ему поставила не то 9, не то 10, оказывается - но на волне возмущения сочинением прошлась и по ней тоже, и "Dixi!" ей не даёт покоя, потому что "это же тетрадь!" и "в тетради этому не место". А вот почему Пушкину и Онегину можно, а Вадьке, когда он пишет про Онегина, нельзя?... :) Но то уже такое...

В общем, разошлись мирно. Она выразила надежду, что Вадик останется после 9-го класса в школе, я выразила надежду, что впредь они, зная ожидания и особенности восприятия друг друга, больше не будут иметь таких конфликтов, и мы совместными усилиями воспитаем из мальчика заинтересованного и вдумчивого читателя.

Мы дома с этим потенциальным вдумчивым читателем до часу ночи проговорили. О литературе.
У него теперь целая полка того, что он собирается прочесть в ближайшем будущем. :)
И мне нравится с ним говорить и спорить. Он умеет слушать. И я умею. :)

И дело, конечно, не в оценках.
Дело в том, что, с моей точки зрения, школа - как раз таки самое подходящее место и для поиска, и для правильного выпендрёжа. :) Я в свои школьные годы писала песни на стихи, когда задавали учить стихи. Потому что мне было интереснее петь песни. :) И сочинение по "Онегину" у меня до сих пор хранится. Надо будет, кстати, Вадьке показать.
Потому что самое главное, что может получить ребёнок-подросток-юноша в школьные годы - это раскрытие талантов и сильных сторон. Умение мыслить - важнее, чем впихнутые (зазубренные) знания.
Да, воспитание - в первую очередь задача семьи, но как минимум хотелось бы, чтобы школа в этом деле не мешала. :)

Dixi! :)

поток сознания, школа, Вадюха

Previous post Next post
Up