«Мы ленивы и нелюбопытны»?

Jul 27, 2018 18:05

C сожалением приходится отметить, что, хотя отечественная историческая наука в постсоветский период показала себя с лучшей стороны, плодами её трудов в обществе пользуются весьма слабо. Например, буквально пару недель назад наткнулся на обсуждение предвоенного «кризиса снабжения», его причин и последствий. Схлестнулись, как это всегда бывает, сталинисты и «антисоветчики», но в то время как со стороны первых на все аргументы неслость традиционное «врёти!», вторые, такое впечатление, не имели на руках фактических данных и в основном напирали на морально-нравственные суждения, что в дискуссиях со сталинистами - выбор заведомо проигрышный.

Между тем есть данные последствий того кризиса, они опубликованы и вполне можно было подкрепить свою позицию и цифрами. Для этого достаточно открыть сборник документов «ЦК ВКП(б) и национальный вопрос. Книга 2: 1933-1945», изданный издательством РОССПЭН в 2009-м. Он, среди прочих интересностей, содержит документ под названием «Докладная записка наркома внутренних дел СССР Л.П. Берия председателю СНК СССР В.М. Молотову о снижении естественного прирост населения СССР в 1940 г.» (с. 601-603). В нём читаем:

«По данным Центрального отдела актов гражданского состояния НКВД СССР о естественном движении населения Союза ССР за август и частично за сентябрь 1940 г. отмечается снижение прироста населения по сравнению с теми же месяцами 1939 г.
В августе 1939 г. естественный прирост населения составил 214 248 чел., в августе же 1940 г. - 125 170 чел., или на 41,6% меньше.
В августе 1940 г. из-за превышения смертности над рождаемостью совершенно не имели естественного прироста населения: Коми, Удмуртская, Марийская, Татарская и Чувашская АССР, Вологодская, Кировская, Молотовская и Архангельская области и города: Баку, Петрозаводск, Уфа, Казань, Чимкент, Петропавловск, Актюбинск, Гурьев, Горький, Вологда, Куйбышев, Пенза, Рязань, Чкалов, Архангельск, Сталинград, Киров и Сталино.
В августе 1939 г. было зарегистрировано 537 169 рождений, в августе 1940 г. - 480 707 рождений, или на 10,5% меньше.
Такое же положение было и в сентябре 1940 г. в Башкирской, Марийской, Татарской, Удмуртской и Чувашской АССР, Вологодской, Кировской, Молотовской и Архангельской областях

В числе других причин на уменьшение рождаемости влияло снижение количества браков и увеличение абортов.

Данные о числе абортов, зарегистрированных в лечебных учреждениях (в числе и скрытых, но потребовавших медицинского вмешательства), показывают рост абортов... В 1937 г. по Союзу было учтено 567 900 абортов, в 1938 г. - 681 300, в 1939 г. число учтенных абортов достигло 722 900.

По отдельным республикам рост абортов за 1939 г. по сравнению с 1937 г. был значительно выше, например: в Узбекской ССР - на 72,9%
Таджикской ССР - на 60,5%
Казахской ССР - на 57,3%
Армянской ССР - на 45,6%
Значительный рост дают и аборты, производимые с разрешения лечебных учреждений. Количество таких абортов за 1939 г. по сравнению с 1937 г. по СССР возросло на 45%, а по отдельным республикам и выше: в Белорусской ССР - на 203,4%
Таджикской ССР - на 65,4%
Армянской ССР - на 63,1%

В сентябре 1940 г. в Башкирской, Марийской, Татарской, Удмуртской и Чувашской АССР, Вологодской, Кировской, Молотовской и Архангельской областях зарегистрировано актов смерти 52 447, в сентябре же 1939 г. было 32 242.

Смертность детей в возрасте до 1 года (из общего количества умерших за август 1940 г. 355 537) составляет 160 709 чел., или 45,2%.

Увеличение смертности среди населения объясняется ростом инфекционных заболеваний (главным образом желудочно-кишечных) и плохой работой некоторых местных органов здравоохранения, в частности, недостаточными противоэпидемическими прививками и слабой постановкой санитарно-просветительной пропаганды
В некоторых городах и районах имеет место антисанитарное состояние, способствующее распространению инфекционных заболеваний (Горький, Архангельск, Камбарский район Удмуртской АССР, Кишертский и Юлинский районы Болотовской области, Пятигорск, Минеральные Воды, Железноводск, Кисловодск).
Подавляющее большинство смертных случаев среди детей было результатом желудочно-кишечных заболеваний, а также болезней скарлатины, детских поносов и кори. Распространению заболеваний среди детей способствовало и антисанитарное состояние ряда детских учреждений (родильных домов, детских консультаций, яслей), необеспечение их медицинским обслуживанием и неудовлетворительное снабжение продуктами.

Имеются факты недооценки и невнимательного отношения к вопросам отрицательных явлений, в естественном движении населения со стороны некоторых партийных и советских органов. Так, например, НКВД Удмуртской АССР и Управление НКВД по Вологодской области информировали секретарей обкомов ВКП(б) и председателей СНК АССР и облисполкома о высокой смертности среди населения и неудовлетворительной работе органов здравоохранения, однако надлежащих мер не принято».

Вот и пожалуйста, всё, что надо знать, доступно, «работайте, братья». Надо, конечно, отметить, что предвоенный кризис изучен не так подробно, как голодоморы начала 1920-х и 30-х, на эту тему есть, на моей памяти, лишь несколько публикаций - хотя «забытым голодом» (или, если хотите, забытым (мини)голодомором) его тоже не назовёшь. Но для того, чтобы получить желаемую информацию, совершенно необязательно проводить какие-то собственные исследования - достаточно просто поинтересоваться тем, что уже издано.

Короче, основной посыл таков - читайте, господа, то, что историки и архивисты издают. Много интересного откопаете :о)

Совдепия, История

Previous post Next post
Up