Давно писал, по средам кемеровской трагедии, потом забросил из-за занятости, но теперь всё-таки закончил - а уж коли закончил, то чего бы и не выбложить, тем более что пишу редко, это не очень хорошо. Получилось по традиции длинно.
Отталкивался я от
статьи в «Новой газете» - в целом достаточно вменяемой и поднимающей серьёзные, в чём-то ключевые проблемы. В частности одну из самых главных - «государство не выполняет своей главной функции, а именно не дает своим гражданам гарантий физической безопасности». Уж это-то, казалось бы, должно всё-таки продолбить любые, даже самые закисшие мозги, включить банальное чувство самосохранения, ведь тот ТЦ - типовой для РФ. Тревожным знаком оказалось то, что действия и поведение режима кинулись достаточно массово защищать - и отнюдь не только сетевые боты. Это происходило и у меня в ЖЖ, причём защитники оказались людьми средних лет, желающими казаться солидными, успешными и состоявшимися. а главное - здравомыслящими, «не поддающимися пропаганде». И вот тут-то у меня в очередной раз возник вопрос: почему так оказались подвержены пропутинской пропаганде именно они? Загадочность ситуации усугубляло то, что эти люди родились и возмужали в «застой» - по сути это последнее по-настоящему советское поколение.
Потому что почему поддались пропаганде старики - понятно без лишних слов. Они даже не столько поддались, сколько с радостью, как после долгой разлуки, кинулись в её обьятия. Почему распропагандированы многие молодые - тоже более-менее ясно: люди в этом возрасте очень внушаемы, их очень легко околпачить, правильно выстроив подачу (обобщённое «против системы» - например, юнцы становятся сталиноидами именно потому, что им внушили - «за сталина» это «антисистемно, революционно и остромодно»). Ну плюс ещё, конечно, значительно уплотнившаяся пропаганда сама по себе - свободного пространства с каждым годом всё меньше и меньше
Однако остаются люди средних лет. Это, во-первых, «отцы и кормильцы», которые, по идее, должны остро чувствовать всё то, о чём написано в вышеупомянутой статье. Ведь действительно, если гражданское общество и политические свободы для многих абстракция, то постоянная угроза самому существованию тебя и твоей семьи должна же рождать соответствующие чувства - недовольство, возмущение, протест? А во-вторых они выросли в атмосфере гниющего совка, когда в «коммунистические идеалы» и официозную чушь верили уже только люди «с проблемами», это в основе своей циники, которые в своё время прекрасно распознали «новую брежневщину» - поскольку очень хорошо помнили прежнюю. И много над ней смеялись. В теперь массово (хотя при этом всё же не поголовно) припадают к сияющему сапогу новоявленного вошьдя, злобно огрызаясь на всех, кто «возникает». «Не раскачивай лодку, либераст, мы только-только встали с колен, майданы нам не нужны».
Вообще, значительная часть поколения средних лет мне сильно напоминает забугорных хиппарей. Те запомнились своим «контркультурным протестом», «свободной любовью», «духовными исканиями» - таков стереотипный образ, самими же ими старательно поддерживаемый и лелеемый. Но прекрасно известно, что стало с повзрослевшими хиппи - они превратились в тех же самых консервативных «родителей», с которыми так отчаянно боролись. Стали насквозь прожжёнными циниками и ханжами, без всяких трудностей шли по головам и, среди прочего, весьма эффективно придушили подростковый протест уже новых поколений. По сути сейчас, в начале XXI века, «там» умирает именно тот самый мир, который создали эти былые свободолюбцы.
Вот и у нас та же история - былые демократически, прозападно настроенные борцы, чья самая запоминающаяся активность пришлась на рубеж 1980-1990-х, те, кто ломал и крушил советчину, теперь превратились в самых стойких защитников этой самой советчины. Которая, конечно, никуда не делась, а просто сменила вывеску. И вот кто-то всё ещё цепляется за эту самую вывеску (от которой ничего кроме слов и не осталось), но гораздо больше тех, кто по какой-то причине «переосмыслил». В своё время очень веселили ЖЖшные шабаши сталинистов с непременными сеансами самобичевания у едва ли не каждого второго: «Ах, вот я тогда (в перестройку) был такой демократ-западник, ходил на митинги "ДемРоссии" и выписывал "Огонёк" с "Аргументами и фактами", - но потом всё понял!» Да, выглядело это весьма смешно - а теперь оказывается, что именно такие стали опорой нынешней диктатуры. Причём опорой, в массе своей, похоже, добровольной - ведь иначе просто невозможно столь рьяно и энергично бросаться в бой, поливая грязью врагов и друзей (причём прежде всего друзей) за малейшее отступление от «линии партии». Причём никакой внятной линии-то и нет, требование простое - славить и возвеличивать вошьдя и «не пиздеть, о чём не знаешь» (предполагается, что уж защитнички-то как раз всё очень хорошо понимают).
Хотя уж вот как раз у них-то должны же быть заряд скепсиса, трезвость, основанная на жизненном опыте, неприятие лжи и фальши! Вот на кого надежда-то была в своё время (ещё совсем недавно, кстати, в начале этого десятилетия) - что уж эти-то люди скажут своё слово! Ну вот, сказали.
Думаю, тут сбывается давняя мысль небезызвестного «философа» Зиновьева (настолько давняя, что высказана им задолго до того, как он начал с ума сходить) - об отравлении сознания советской пропагандной, которая настолько вездесуща, тотальна и постоянна, что от неё просто некуда скрыться. Красные, конечно, создали удивительно герметичное общество - и остаётся только удивляться их криворукости, что это общество всё же рухнуло. Это насколько же неумело строить-то нужно было! И вот общество рухнуло - но остались миллионы испорченных им людей, заражённых даже не коммунистической идеей (хотя против неё мало кто что-то серьёзное имеет - большинство даже не относящих себя к её сторонникам просто отмахивается в стиле «идея хорошая, исполнение плохое»), а именно совковостью - желанием служить очередному «вождю» и бросаться в яростные атаки против всех, на кого укажут, действующих при этом во вред и окружающим, и себе. И пресловутый «воздух свободы» головы им прочистил лишь на сравнительно короткое время.
Хотя самое одновременно смешное и печальное в том, что они - защитники и опора власти - режиму-то и не нужны. Их, конечно, используют как дешёвую и исполнительную сетевую рабсилу - ибо на митинги их загнать довольно сложно, - но в основном отмахиваются от них, как от назойливых мух. Политико-идеологический курс никак не принимает во внимание это «мнение общественности», меняясь не хуже пресловутой «линии партии» - и бедняги-лоялисты вынуждены постоянно перестраиваться, вчера проклиная (например) «киевскую фашистскую хунту», а сегодня уже рассуждая про «братские народы» и «мирные переговоры». Ну и, конечно, поминая П., действия которого прогнозируют столь же активно и увлечённо, сколь постоянно он все их прогнозы обращает в труху.
А второе по печальности здесь то, что все эти самочинные защитники и лоялисты со своих усилий никакой выгоды не имеют. В прямом смысле горбатятся за так, часами просматривая дебилизирующие «ток-шоу», читая официальную статистику и выдумывая очередные оправдания очередным гнусностям режима. Я так недавно поругался с одним своим давним знакомым - спросив его, имеет ли он что-то с того пропутинского потока, каким он наводнил свой некогда интересный ЖЖурнал. Человек долго упражнялся в остроумии (sic!) и оскорблениях, пока всё же не признал, что нет, ни копейки ему не платят. И вот это - настоящее дно. Ладно бы пластаться за гешефт - вон «соловьёвы» и шейнины катаются по европам и покупают виллы на итальянских островах, они в шоколаде. А ты-то что пашешь за так, в ущерб работе, семье и социальным связям? Но нет, хвалёная рациональность, которой такие борцы любят похваляться, им явно отказывает - причём, по злой усмешке судьбы, отказывает в едва ли не самом главном, заставляя приносить в жертву безликой системе самое дорогое, что есть у человека - отношения с себе подобными, близкими и не очень.
Да, всё-таки степень идеологического зомбирования никогда недооценивать не стоит - какова бы идеология не была идиотична, при достаточной тотальности и долговременности она всё же имеет действие, пусть и порой отложенное. Проклятый «сталин» (Брежнев, Путин) действительно дотягивается через десятилетия, сейчас это видно особенно хорошо. В этом - опасность не только для настоящего, но и для будущего.