Жизнь полна неожиданностей. Сижу я однажды такой в конце июля, думаю, что не удастся уже этим летом никуда выбраться. И тут мне пишут - айда в Крым на машине? Прям вот в конце этой недели? Я, естественно, погрузился в думы - но больше чем на пару минут сомнений меня не хватило, согласился. Ибо никогда ещё на машине на такие расстояния не ездил - и сразу заинтересовался, как оно пройдёт. Вообще, новое, несмотря на общий консервативный настрой натуры, люблю.
Вот и поехали.
Было нас трое, в машину, понятное дело, уместились без каких-либо трудностей. Путь туда занял где-то полтора дня - выехали мы утром, ехали-ехали, я даже проспать часов пять сумел за это время, потом встали в гигантскую пробку, проехавши Воронеж, и часа два в ней двигались. По обочинам местные продавали всякое - мёд, сгущёнку, фрукты какие-то, - но мы не соблазнились. Почти не соблазнились и возможностью обогнуть другие машины по обочине (ну, пару раз только всего), хотя иные водители широко этим правом пользовались - и порой под такими углами объезжали, что ну прям жесть ваще. К ночи оказались в Ростовской области - и поняли, что надобно искать ночлег, однако все отели/мотели по обочинам оказались заняты либо не внушали доверия своим видом. Хвала Всевышнему, коий послал страждущему человечеству навигаторы - выяснилось, что в близлежащем городе Миллерово аж семь пристанищ. «Уж там-то отдохнём», - решили мы и свернули в ночь. Никак не меньше часа затем колесили по городу, чем-то славному во время кампании 2014 года, выяснили, что там есть как минимум несколько школ, театр, городская площадь, здание администрации - а вот дорог нет. Ну то есть на карте-то они обозначены, но назвать это дорогами в привычном понимании рука не подымается. Представьте себе, уехали не солоно хлебавши! Остановились в автокемпинге и прям в машине спали в результате.
За следующий день проделали путь до Порта Кавказ - кажется, без особых приключений. Как известно, переправа там по электронным билетам и так, в порядке общей очереди. Э-билетами мы не озаботились, так что попали в накопитель и там ждали. Накопитель - огромная площадка без намёка на навесы, что в условиях августовского солнца, сами понимаете, то ещё удовольствие. Спасло нас, пожалуй, то, что приехали мы уже ввечеру, поэтому особой жары не застали - ну и хвала Всевышнему за кондиционеры в автомобилях. Прождали два часа, потом ещё столько же ехали до парома, ждали и переправлялись. На пароме прикольно, хотя в то же время и страшновато - особливо когда с верхней палубы вниз пялишься. Но ничего, пережил. Дальше предстоял путь на Гурзуф - место нашей промежуточной остановки, но так как было уже в районе полуночи, то в полный рост встала необходимость найти ночлег. Для этого, правда, надо было ещё выехать из Керчи - кажется, настолько дурные «дороги» до того только в Миллерово испытывали! А ведь это не райцентр, а ворота в Крым! Впечатление же, что город только что после бомбёжки. Мда. В общем, добрались до Феодосии и там где-то на задворках заночевали - хотя это так, несколько часов на отключиться, чтобы водитель отдохнул. Ну а на следующий день через тот самый Гурзуф до Севастополя и добрались. Хвала Всевышнему за интернеты с вайфаями - прям на набережной нашли список гостиниц, стали их обзванивать - и нашли одно весьма милое местечко на северной стороне, куда и отправились и где все 10 дней пребывания в городе и базировались. Если кому интересно, за номер округлённо 19 тыщ отдал.
Время в Крыму прошло хорошо, безо всяких стрессов. Жарко, правда, постоянно за 30 - хотя пару раз были ливни, причём серьёзные такие, стеной воды, и ещё ветер, но в целом именно что жарко. Местные нам говорили, что в плане погоды лучше всего приезжать в июне или сентябре - да и в плане «народу поменьше» тоже. Последнее и сами наблюдали - людей до чорта, пляжи забиты (особенно песчаные), много машин в московскими номерами. Много, правда, и с украинскими - на глазок где-то четверть-треть, но, как нам объяснили, это либо с ЛДНР народ, либо местные, которые до кампании 2014-го машины брали и не спешат номера менять. Про машины вот ещё что интересное рассказывали - при прежней власти в Крыму считалось, что ежели есть машина, вне зависимости от страны-производителя, то жизнь удалась. Теперь же все стремятся приобрести «иномарки» и условным «жигулём» уже не понтанёшься. Это при том, что, насколько донеслось, зарплаты и заработки в Крыму в общем-то не так чтобы заоблачные, мягко говоря (за исключением Севастополя - и то там жизни радуются в основном всякоразные «силовики», у прочих же категорий населения всё весьма скромно).
Как и планировалось, поездили. Правда, за 10 дней, будучи ограничены иными обязательствами (театр и т.п. - ну, точнее, мои спутники были ограничены, мне театр не по душе) и размариваемы погодою, не так чтобы объездили вообще всё, кое-что и вовсе сорвалось (в Ласточкино гнездо и Ливадию так и не доехали, например). Но всё же - были в Бахчисарае (дворец и музей миниатюр), Балаклаве, заехали на Ай-Петри и добрались до Мангуп-кале (хотя сам маршрут не осилили из-за жары и великой его протяжённости, на кою у нас времени не было). Так вот при перечислении кажется, что были очень мало где, но на самом деле массу времени провели в дороге. Насмотрелись на всякое. Местные водители порой весьма склонны к лихачеству, местный бензин на 4-5 рублей дороже материкового, местные пейзажи восхитительны и впечатляющи. А вот с дорогами ситуация весьма пёстрая - иной раз такая трасса ровная, что прямо как летишь по ней. А иной раз дорога вроде есть, а на деле, по сути, нет - яма на колдобине да ко всему ещё и оползень отметился (это я про дорогу на Ай-Петри, куда мы рванули пофоткать закат, а в результате из-за плачевного состояния полотна добрались, когда всё уже наглухо стемнело - но не обломались, пофоткали зато ночные Ялту и Алушту, зрелище это впечатляющее). В общем, крымскими дорогами ещё заниматься да заниматься, тот будет велик из начальства, кто эту проблему решит.
Поездка наша пришлась на время неудавшегося укровторжения, посему регулярно видели на дорогах патрули из полиции и «Беркута». Один из местных оппозиционеров, с коим пришлось поконтактировать, правда, заявил, что «это чтобы народ попугать» - но, похоже, всё было серьёзно, да и следовало ожидать, честно говоря. В целом же с какими-то серьёзными политическими проявлениями не сталкивались. Ну если не считать огромного количества агитации, коя, по моим наблюдениям, распределяется так. На первом месте, конечно, вошьдь - по обочинам дорог регулярно огромные плакаты с его ликом и какой-нибудь бессодержательной цитатой на канцелярите, что-то из разряда «наша историческая задача такова и мы её будем». Потом почему-то Стариков с его «партией» (ну чисто визуально такое впечатление складывалось). Дальше, понятное дело, «ЕдРо», за ними комми, да и всё вроде бы. Особая концентрация политрекламы в Симферополе (через коий мы проезжали на обратном пути) и окрестностях. Но в целом не то чтобы прямо засилье скорее даже расположено всё это дело так бессистемно, что единственный вопрос, возникающий при виде очередного шедевра политтехнологической мысли - «ну и зачем это здесь?»
О политике с местными тоже почти не заговаривали - разве что хозяева гостиницы при нашем заселении и сопутствующих этому процессу разговорах стоически заявили, что «у нас пока переходный период, ждём, когда всё наладится». Услыхал и следующее - что раньше, «в Украине», чтобы чиновник и открыто взятку брал, т.е. вот прямо руками деньги хапал, - такого и представить было невозможно. А теперь присылают «из России» таких отвязанных, что впрямую «на лапу» берут. Их ловят, забирают, а через неделю забирают сменщиков, которые абсолютно такие же. И вообще о чиновных посланцах с материка мнение очень дурное - «как будто нас этими назначениями обидеть хотят». Ну, в общем-то, справедливое мнение - откуда другим-то взяться?
С другой стороны - кому интересно - узнал, что в Севастополе самые лучшие в Крыму клубы. Есть ещё нормальные в Симферополе и, кажется, Евпатории. Очень интересно было услышать с женской стороны подтверждение столь ненавидимому феминистками и прочими неравнодушными гражданами тезису про «короткую юбку надела, а потом жалуется, что к ней приставали». Причём буквально этими же словами - было сказано, что если девица будет вести себя «нормально», т.е. не напиваться и всячески демонстрировать, то к ней никто приставать и не будет. А вот если наоборот, то в неприятности вляпаться - проще простого. Так-то. В принципе ночная жизнь в Севастополе том же довольно насыщенная - но почему-то сложилось впечатление, что в основном вокруг набережной и на оной бурлит, а вот чем глубже в город, тем как-то тише и пустыннее.
Что ещё... Цены - на еду в заведениях - и правда московские, вообще период дешевизны в Крыму прошёл довольно быстро, что сейчас у местного населения никаких позитивных чувств не вызывает. Видел в продаже много маек с медведовским перлом, одну даже себе прикупил.
Народ спокойный - ни одной перепалки не видел или какой конфронтации, очень расслабленно себя чувствовал. Забавно, как местные приезжих (в т.ч. нас) называли - «северные люди», «те, кто из России приезжает». Выговор в массе тот самый - южный, но вот украинской речи не слышал ни разу, разве какие-то отдельные слова («працуют» и что-то ещё) в речи проскальзывают. А в Бахчисарае у местных даже и этого южного выговора нет, в принципе нормальная русская речь, хотя, конечно, чувствуются некоторые незначительные особенности произношения.
Особого приятствия добавляло обилие женского контингента - да ещё из них процентов 80 в шортиках, еле закрывающих ягодицы, тут прямо следи, как бы шею не свернуть! Ну и да, афоризм нашего всего про «пару женских ног» устарел безбожно, господа.
Уезжать, короче говоря, хотелось не очень. Да и мало это - 10 дней всего! Но надо. Потому поехали - на сей раз через, как уже говорилось, Симферополь, где массовые пробки и, в центре, красивые царские здания и ужасные советские, до Феодосии, а оттеда свернули в степную часть п-ова, и по такой красоте добрались до Керчи. Приятный городок оказался - въезжали-то мы ночью, видно было мало что, а вот ранним вечером впечатления совсем другие! Но мы прямиком поехали в Порт Керчь дожидаться своей очереди - ибо э-билетами опять не озаботились. На сей раз пришлось ждать аж четыре часа - зато дальнейший путь очень быстрым оказался, всего за час доехали до парома, переправились и выбрались. Шарман.
В отличие от пути «туда» путь обратно был более благосклонен к нам в том плане, что находились места во всяких придорожных мотелях. Придираться к местам для переночевать не стану. Случилось, правда, переночевать и в пятизвёздочном отеле в Ростове-на-Дону, куда нас привели родственные связи (не мои, увы). В такой роскошной обстановке прям и стушевался сразу, прямо не понимал, как себя вести. Но постепенно освоился, насладился прилегающим бассейном - да, вот как надо жить или, во всяком случае, отдыхать :о) Ростова, впрочем, не повидал - стремились в Москву, не было времени. Может быть, в будущем, кто знает - жизнь непредсказуема, в связи с данной поездкой я это почувствовал особенно остро.
Поездки по провинции у меня в памяти отложились плохо. В первую голову оттого, что спал - оказывается, ежели с недосыпу, то на заднем сиденье можно отключаться даже под наши неидеальные дороги (хотя платные участки показались вполне себе на уровне) и плохую музыку (я, в принципе, и раньше догадывался, что, скажем, «ДДТ» это претенциозное говно, но чтобы всё было настолько ниже плинтуса по всем статьям - не предполагал; «Ария» тоже не вселила оптимизма - почему у наших групп таким сплошняком плохо с текстами? вообще слушать 90% тутошних потуг на музицирование это надо мужество иметь - хотя постоянно возникает вопрос «зачем?» ведь в мире столько прекрасной музыки насочиняли... впрочем, это тема для другого разговора). Во вторую - всё-таки красивый, но однообразный пейзаж долго наблюдать сложно, внимание само собой на что-то переключается. Хотя из того, что заметил, не складывается какого-то тоскливого образа. От печально знаменитой Кущёвки, например, совсем не осталось впечатления инфернального места - наоборот, крепкая южная станица, большой красивый храм, люди, довольные жизнью... Примерно то же самое и в центральной России: Воронеж, Липецк, Тула - ну либо я не заметил какого-то ада, либо спал в это время, либо мы не по тем местам проезжали. Есть, конечно, в населённых пунктах дома-развалюхи, но в целом жизнь вроде бы есть, дома в массе крепкие, кирпичные, машин много, спутниковые тарелки и т.д.
Погода по возвращении довольно резко сменилась, кстати. Еще в Крыму была жара, а как переправились, переночевали, едем назад - тучи, прохладно. Даже ливень застиг - причём я такого не видал давненько, чтобы ветрюга и стена воды одновременно. Дороги через пять метров не видно! И так с полчаса. Мда. Но интересные ощущения. «По России» уже ехали в осенней такой обстановке. И прямо узнаваемый русский пейзаж - широченные поля, густые леса и вот это особое, «наше» небо над ними. Не скажу, правда, что южные виды для меня чужды - скорее, наоборот, я в 1980-90-е чуть ли не каждое лето проводил у деда в Кисловодске, поэтому эта обстановка для меня как второй дом (разве только к жарище никак привыкнуть не могу, но тут, видимо, ничего не поделаешь).
В общем, прекрасная поездка получилась - неожиданная и полная, как сейчас принято говорить, «позитивных эмоций». И постоянно было это ощущение радости от того, что эта земля, эти прекрасные горы и завораживающие степи и чудесные берега теперь снова наши и приехал я уже не на чужбину, а к себе домой. даже ещё более острое чувство, чем в прошлом году. Давненько так не отдыхал.