In Memoriam

Jul 25, 2015 01:11


Думал до возвращения ничего не писать, но жизнь, увы, подкидывает темы - и такие, на которые совсем не хочется писать. Но надо. Совершенно неожиданно скончался Виктор Николаевич Земсков - один из, пожалуй, самых наших известных историков: и тут, в России, и за границей. Во всяком случае, известный тем, кто интересуется проблематикой сталинских репрессий. Новость ошеломила - видел покойного совсем недавно, даже нездоровым он не выглядел. И тут такое! Вообще Институт российской истории за этот год лишился уже полдесятка своих сотрудников - в том числе именитых и заслуженных - что очень печально.

Новость же о Викторе Николаевиче для меня вдвойне печальна из-за того, что я с ним всё-таки общался лично - не то чтобы плотно, просто пересекались в коридорах или он к нам изредка заходил. Двоякое впечатление производил: с одной стороны, приветливый, весёлый человек, всегда готовый на общение, любил шутить, рассказывать всякие забавные истории (в т.ч. и из собственной жизни). В официальном некрологе написано: «был не только прекрасным ученым, но и замечательным человеком - оптимистом по натуре, добрым и отзывчивым к коллегам» - и это правда, это был один из самых приятных людей в Институте. Однако, в то же время, мне всегда казалось, что ему как-то не хватает нормального, душевного общения с коллегами. Что-то такое ощущалось... сложно сформулировать, наверное, одиночество некоторое, что-ли. Возможно, я неправ, с другой стороны, для такого вывода есть основания. Ведь чем известен Виктор Николаевич? Тем, что первым опубликовал официальные цифры репрессированных, сосланных, расстрелянных - всю эту Гулаговскую статистику. Причём опубликовал как здесь, так и за границей. И вот из-за этого-то попал, что называется, под раздачу - и от всяких безумных личностей типа Разгона и прочих «либералов», и, что хуже, даже от коллег. Во всяком случае не раз сталкивался со снисходительным отношением к нему - что для самого Земскова, конечно, не было секретом и явно его расстраивало. Хотя отдать должное его первопроходчеству и уважать хотя бы за это стоило.

Может быть, неприятие «прогрессистами» в результате и толкнуло его на кривую дорожку. Нельзя умолчать, что книга «Сталин и народ» - это, мягко говоря, совсем не то, чего ждёшь от добросовестного исследователя, слышал даже мнения о «потере квалификации учёного». Отдельные пассажи, безусловно, на такие выводы наталкивают и мне до сих пор не очень понятно, что заставило его так писать. Однако надо сразу сказать, что никаким сталинистом, вопреки популярному мнению, Виктор Николаевич не был, более того, не раз сам называл себя антисталинистом и гордился тем, что, даже публикуясь в КПРФьем журнале «Политическое просвещение», ничего в своих текстах не менял и под их линию не подстраивался - а в тех статьях присутствовали весьма критические пассажи про главного любимца красных нашей страны. Однако это, увы, не мешает сталинистам держать его за «своего» - посмотрел тут, что в блогах пишут, и вот, пожалуйста: «именно Земскову мы все обязаны за то, что был развенчан миф о кровожадности Советской власти», «его работы... фактически похоронили целую пачку черных мифов о Сталине и СССР и способствовали исторической реабилитации Сталина в России», «просто честный подход к истории сделал для обеления замаранного имени Сталина поболее многих сталинистов». Кто о чём, а вшивый - о бане. Да это ж просто вдуматься: если те цифры, которые опубликовал Виктор Николаевич, не кровожадность, то что тогда вообще кровожадность?! Удивительные мерзавцы. Впрочем, сталинизм, подобно иным заболеваниям головного мозга, неизлечим и ничего тут не поделаешь. Остаётся только покачать головой и пройти мимо.

Конечно, место Земскова в истории нашей исторической науки благодаря его публикациям начала 1990-х обеспечено. Кстати, это интересное ощущение - ловить себя на мысли о том, что общаешься с живым классиком :о) Хотя никакого гонора или чего-то в этом роде никогда не чувствовалось, наоборот, скромный и доброжелательный человек (а это не обо всех учёных даже меньшего калибра можно сказать, увы). Что же касается его публикаций, то, конечно, при всей их важности и значимости они тему не исчерпывают и не закрывают (как бы того кому ни хотелось), работа предстоит ещё большая - и, судя по нынешним «трендам» в государственной политике, всё более трудная. Хорошо, что есть те, кто сможет её проводить.

А о смерти Земскова хотелось бы сказать банальное, наверное, но от того не менее верное - это действительно потеря, и потеря большая. Очень жаль, что он ушёл - в нестаром ещё возрасте причём. С его уходом ИРИ лишился частички своего обаяния и это печально.

Покойтесь с миром, Виктор Николаевич, пусть земля Вам будет пухом!

РФ, Разное, Совдепия, История

Previous post Next post
Up