«Рывок в будущее» (потребление в СССР конца 1930-х и планы его увеличения)

Sep 19, 2014 19:05


В «Трудах Института российской истории РАН» публиковался нередко шлак и проходняк, но порой можно выловить крайне интересные материалы. Как, например, статья покойного историка А.А. Иголкина «О проекте генерального плана развития народного хозяйства СССР на 1943-1957 гг.». Се был спец по раннесоветской «нефтянке», выпустил несколько дельных монографий на эту тему, а под конец жизни занялся общими сюжетами, связанными с советской экономикой. И раскопал в РГАЭ комплекс документов, подготовленных Госпланом в первой половине 1941.

Иголкин, похоже, немножко сталинист. Хотя почему «немножко»? «Коготок увяз - всей птичке пропасть». И это накладывает отпечаток на материал. Например, про сам генплан он пишет так: «Это был Большой Проект альтернативной Западу модернизации... и гуманизации жизни всего населения. Впервые в истории должно было появиться общество, где абсолютно всё население имело бы приличное образование, работу, сносное жилище, где никто не испытывал бы недоедания. Первичные, базовые потребности предполагалось удовлетворить у всех социальных групп и создать возможности для личностного роста и такой социально-психологический климат, где развитие любого человека становилось естественным». И т.д. Вроде и помер человек, и учёный заслуженный, много сделавший, неловко упрекать, - но когда встречаешь в научном вроде бы тексте такой детский лепет, да ещё коряво изложенный... Порождает сложные переживания (на самом деле совсем, конечно, не сложные - но выражусь округло). И ведь сам автор дальше пишет, что основная часть плана посвящена развитию тяжпрома (маш-ние, металлургия, химия и т.п.) и топлива. Это, надо полагать, такая «гуманизация жизни».

Но не этим статья интересна - а как раз той самой жизнью, точнее её статистическим выражением. Тут тов. Иголкин честен с читателем: «страна оставалась бедной». На продовольственные товары приходилось 67% фонда потребления, на «предметы культуры» (книги, музинструменты, спортинвентарь и проч.) - 1%. Уже кагбэ понятны приоритеты населения в «зажиточную сталинскую эпоху» (sic!). Очень интересны цифры потребления продовольственных товаров - они даны по состоянию на 1937, год самого крупного на тот момент урожая, в плане снабжения считающийся хорошим (хотя, скажем, статья одного из лучших специалистов по сталинскому довоенному снабжению Е.А. Осокиной «Легенда о мешке с хлебом: кризис снабжения 1936/37 года» (тут или тут) рисует картину всамделишного мини-голодомора буквально накануне). Как же питался среднедушевой житель СССР по мнению статистиков СССР?

Главный совфетиш это, конечно, мясо. Как ни удивительно, а сколько его съедали совграждане, совстатистики не знали: в документах фигурируют цифры 15,7 кг на душу населения, 18,3 кг. Однако даже самая крупная из этих цифр говорит об очень многом. На 1957 год уровень потребления намечали в 62 кг - «достигли» же, со всеми накрутками и махинациями, только в 1985-м.

Молока и молочных продуктов потреблялось 134 л. К 1957 намечали довести до 420 л - не достигли никогда.

Среднедушевое потребление яиц составляло 43 штуки (если не ошибаюсь, 3,5 яйца в месяц). К 1957 намечалось потребление в размере 360 штук - результат см. абзацем выше.

Фруктов потреблялось 19 кг в год - это чуть более килограмма в месяц. Через 20 лет хотели увеличить до 70 кг. Думаю, никто не удивится, узнав, что и тут планка оказалась недостижимой.

Сахара потреблялось 14,5 кг, к 1957 собирались выйти на уровень 36,5 кг, реально же вышли только в 1966-м.

Цифры, как видно, более чем красноречивы. Сейчас довольно много развелось полуграмотных «разоблачителей либеральных (опционально: "хрущёвских", "жидомасонских" и пр.) мифов», которые из штанов выпрыгивают, пытаясь доказать, что «уже к концу 1930-х» подсоветские люди едали от пуза. Сам факт столь навязчивых доказательств уже кагбэ намёкивает, что само утверждение где-то что-то не того-с. А тут ещё выясняется, что специалисты Госплана (а в 1941-м это уже пропущенные через сито репрессий специалисты, «понимавшие ситуацию») были куда более трезвого мнения о «народном продовольствии». Хотя в данном случае мы встречаемся с обычной для красных подменой: потребление рассчитывалось исходя из производства, а не из, к примеру, продаж в торговой сети. К тому же - с учётом заключённых, спецпоселенцев и прочих репрессированных граждан, коих в стране в начале 40-х насчитывались миллионы и чьи потребительские стандарты были, прямо скажем, мизерабельны. Так что реальные цифры скорее всего даже и ниже. «Куда уж ниже?!», - воскликните вы. Но в деле примучивания человеков для большевиков, как известно, нет ничего невозможного :о(

Цифры надо препарировать ещё и под вот каким углом - госплановские бумаги честно пишут про «имеющиеся ещё различия в уровне потребления сельского и городского населения». Т.е. они, цифры-то, больше говорят о том, как едали в городе, нежели как в деревне. Кстати, по деревенскому потреблению я «секретные» цифры ЦСУ уже выкладывал - они весьма красноречивы.

Ну и, конечно, в документах - ни намёка о том, каким образом и за счёт чего так выросло бы потребление за неполные 15 лет. Это позволяет предположить, что данная часть была подготовлена, что называется, до кучи - а то как-то неловко «генеральным планом» назвать план развития одного только тяжпрома.

Что касается одежды, предметов гигиены и проч., то на совжителя в 1937 приходилась одна пара кожаной обуви (в 1957 в порыве альтруизма хотели производить аж 3 пары!) и 3 кг мыла (через 20 лет желали увеличить в 4 раза). Заставить бы нонешних сталиноидов пожить на такой пайке! Зато планировалось резко усилить идеологическую обработку: в 1957 намечалось выпускать 45 млрд экземпляров газет (в 1940 - 7,5 млрд). Видимо, чтобы людям за «гуманизацию жизни» пояснить. ЧСХ, и с этим показателем получилось как обычно. Это к вопросу о соотношении эффективности примучивания человеков и даже вроде как имевшей первостепенную важность пропаганды (и стоит ли в свете этого удивляться результатам первых месяцев боёв 1941?).

Занятно читать про жильё: в 1940 на душу горнаселения приходилось 5 кв м онаго, к 1957 планировались увеличить аж до 7 - и при этом каким-то образом «в основном» обеспечить каждую семью отдельной квартирой. Чудесное построение фразы, сейчас так уже не очень умеют. Что же до существа вопроса, так аналогичные мантры и Хрущёв возглашал, и Горби, и Медведев относительно недавно... Ну вы понели.

Под конец, надо думать, плановики решили немножко потроллить руководство страны и написали про «полную ликвидацию» (sic!) к 1957 «религиозных предрассудков» и «буржуазных пережитков в отношениях между мужчиной и женщиной». Иначе, как троллинг, это оценить не получается, ибо перепись 1937 «зарезали» в том числе и из-за численности «неправильных» ответов на вопрос о религии (во избежание конфуза в опросные листы переписи 1939 его вообще не включили). Ну а межполовой вопрос - просто без комментариев (хотя феминисткам должно понравиться). Тов. Иголкин, правда, расценивает эти пассажи как «пережитки троцкистской идеологии 1920-х годов». Ну а где троцкисты, там, как известно, и русский патриотодержавец джугашвили...

Короче, прискорбная концовка. Её несколько разбавляет интересный вывод о том, что тяжпромовская часть генплана просчитана весьма скрупулёзно и профессионально - в отличие от всего остального, носящего характер общий и гадательный. Также отмечается, что после войны случилась попытка возвращения к разработке «программы будущего»™, но это дело мурыжили-мурыжили, а с падением Вознесенского и вовсе позабыли. Автор, правда, создаёт впечатление, что вроде как программы развития и не было, а потом пришёл Хрущёв и всё опошлил. Но ведь известна же речь сталина в феврале 1946: «...партия намерена организовать новый мощный подъём (sic!) народного хозяйства, который дал бы нам возможность поднять уровень нашей промышленности, например, втрое по сравнению с довоенным уровнем. Нам нужно добиться того, чтобы наша промышленность могла производить ежегодно до 50 миллионов тонн чугуна (продолжительные аплодисменты), до 60 миллионов тонн стали (продолжительные аплодисменты), до 500 миллионов тонн угля (продолжительные аплодисменты), до 60 миллионов тонн нефти (продолжительные аплодисменты). Только при этом условии можно считать, что наша Родина будет гарантирована от всяких случайностей (Бурные аплодисменты) На это уйдет, пожалуй, три новых пятилетки, если не больше».

Вот она, программа-то, перед глазами лежит. И следует из неё, что никакого «развития», «модернизации» и прочих высокопарных словей не планировалось - а планировалось возвращение к курсу 30-х и продолжение в том же духе. Самое дикое, что этот курс продолжался, по сути, до конца 80-х и свернуть с него получилось, только разломав плановую экономику, а попутно и «великий, могучий». Но это уже другая история :о) В контексте данного материала же, к сожалению, благодаря этой ремарке становится очевидно, что заразившийся сталинобесием даже признанный специалист начинает то ли испытывать провалы в памяти (на первый взгляд странные - но приходящиеся на удивление к месту), то ли ловчить в попытке хоть тушкой, хоть чучелком протащить желаемое в научное издание. Печальное свидетельство депрофессионализации, ещё более обидное тем, что этот текст - один из предсмертных. Поневоле задумаешься, что дядька вовремя умер и не успел свои достижения полностью замарать последующей «борьбой за светлое прошлое»...

ЖЖ, Ссылки, Совдепия, История

Previous post Next post
Up