Сегодня (вчера уже) ходили со
shkapushka на фильму «Миллионер из трущоб» в «Киномир», что на Пушкинской. Я всегда отмечаю и подмечаю, что меня напрягает, и вот перво-наперво меня напрягло обилие рекламы фильмов про любовь - просто даже засилие какое-то! Нет чтоб про войну или там про репрессии или про что-нибудь ещё возвышенное - всё про низменные страсти. Тьфу. Второе, что меня напрягло, это реклама перед смотримой картиною (она, впрочем, всегда напрягает). Какие-то комедии стали снимать, которые абсолютно несмешные - даже прямая противоположность понятию «смешной». Кривляние, вопли, истерические интонации, сучение конечностями - это, по мысли афтаров, должно смешить, судя по всему. Неудержимо захотелось плюнуть, но сидели в самой середине ряда, так что народ решил не тревожить и в курительную комнату не пошёл. Да будут наказаны забвением!
Относительно самого фильма.
Прежде всего, фильм показательный: снят англичанами, но показывает индийцев, да не простых, а мусульман. Тут вам и погром (хотя причины почему-то не раскрываются, в то время как мы знаем, что мусульмане отнюдь не являются бедными овечками и наверняка ранее изрядно индусам насолили - но выглядит погром отвратительно, этого не отнять), и религиозные зарубы старшего брата (от которых младший свободен, что, по-моему, характерно)... Что есть интересный индикатор: видать, магометан стало в старушке-Британии настолько обильно, что они начали представлять собою исключительно выгодный рынок сбыта и неплохо доимую целевую аудиторию. И вот капиталисты решили, как водится, оную аудиторию окучить. Однако же при этом что мне как-то резануло глаз: окромя факта съёмок в Индии, собственно индийскости-то в фильме и нету фактически. То есть в детстве главных героев ещё имеются какие-то местные кумиры, очень такие аутентичные азиатские трущобы, в общем цветущий и пахнущий традиционализм. Ближе же к финалу на месте трущоб воздвигаются небоскрёбы, что, вроде как, есть свидетельство прогресса («Индия стала центром мира», - возглашает старший брат), - но при этом в офисах сидят вполне себе западные по облику работники (разве что цвет кожи и тип лица другой), журнолизды (или это студенты?) обсуждают сплошь и только английские новости - хотя казалось бы, столько лет боролись за независимость... Поневоле вспомнишь Галковского! Да, собственно, основа сюжета-то: главгерой ведь участвует в западной игре «Кто хочет быть миллионером?» Налицо, короче, торжество всепоглощающего глобализьма. Что лично мне скорее не нравится - но это так, к слову.
Вообще, насколько могу судить, фильма не есть какой-то прорыв, скорее вполне западная мелодрама, помещённая в более-менее аутентичную индийскую обстановку. Добавлено, конечно, реализма, местами весьма и весьма брутального (например, меня как человека впечатлительного вполне потрясла сцена ослепления ребёнка, показанная зачем-то в подробностях), - но в целом голливудщина (по крайней мере любовная линия уж точно). Особенно в самом финале. Тут, кстати, забавно: главгерой сидит на платформе в том же самом костюме, в котором накануне выиграл 20 лимонов, телешоу транслировалось вроде как на всю страну - и ничего: вокруг ходят люди, никто его не узнаёт, не теребит, не поздравляет... Это намёк на быстротечность славы, что ли?
Но намёк в фильме присутствует более глобальный (собственно, в каждом западном фильме присутствует намёк): для того, чтобы добиться вершин, надобно прежде выкушать не один чан дерьма. Или можно так сказать: сначала похлебай этой самой субстанции, а уж награда-то тебя всяко не обойдёт стороною. И процесс воплощения в жизнь этой максимы на протяжении картины подробно раскрывается (в том числе и буквально).
Относительно игры актёров (как детей, так и взрослых) я, не великий фанат синематографа, могу сказать только то, что наши с ними рядом и близко не стоят, и вообще желание смотреть «шедевры» отечественных киноделов в очередной раз куда-то девается. Видно, что люди не занимаются самодеятельностью, а действительно вживаются в роли, ИГРАЮТ. Подметил у себя закономерность: почему-то западная фильма захватывает буквально с первых же кадров, а к нашей привыкаю медленно и с трудом - и постоянно не покидает ощущение пустой траты времени. Ну да, может, мне с нашими фильмами не везло.
Из того, что мне особливо понравилось, перечислю пару моментов. Главгерой оказывается перед лицом инспектора полиции и тот, раздосадованный, перечисляет тех, с кем ему приходится иметь дело. «Убийцы, насильники, вымогатели, педики...» - вкупе с некоторыми другими свидетельствами последних месяцев у меня складывается такое впечатление, что гузноблудам потихоньку начинают указывать на их реальное место в этом мире: среди отбросов общества. Что не может не радовать. Далее: всё тот же многомудрый и справедливый инспектор (это всё, правда, не мешает ему практиковать электрошок) изрекает в ответ на очередную исповедь главгероя: «Все беды в этом мире из-за баб и денег» - на этом месте не менее трети зала, причём исключительно мужского пола, разразилось здоровым смехом (не исключая, каюсь, и меня). Что есть весьма красноречивое свидетельство глубинных архетипов, по-моему :о)
А во время титров, видимо для придания аутентичности, традиционные индийские кинотанцы - хотя во всём остальном мире над этой странной традицией Болливуда активно стебутся. Тут, видимо, не открытый стёб, а такая типично английская ирония. Во всяком случае, хороший контраст с сиропным финалом.
В общем, не знаю, как спутнице моей, а мне фильм понравился - во всяком случае, я бы как-нибудь пересмотрел. Уважаемым читателям, кто не видал, советую сходить, ежели время есть - точно ничего не потеряете, а может, чего и приобретёте.