Всего в 200 километрах на восток от Москвы тихо и незаметно умирает удивительный транспортный объект: последняя узкоколейка, принадлежавшая МПС/РЖД, последняя оставшаяся часть "Мещерской магистрали" - линия Тумская - Голованова Дача.
Когда-то у железнодорожного ведомства были сотни километров линий узкой колеи - в разных уголках страны. Они отличались большей основательностью чем ведомственные УЖД - за путем и подвижным составом здесь следили как на "большой" железной дороге. Часть этих линий прекратила свое существование еще в советский период - навсегда или в виде перешивки на широкую колею. Часть - отошла к другим странам (на Украине эти линии в основном здравствуют и поныне). В России осталась
Мещерская магистраль.
В середине-конце 90-х годов в мещерские леса опустели. Основная часть линии Тума-Рязань была разобрана. От нее остался лишь небольшой участок до разъезда Гуреевский и ветка от него до Головановой Дачи (пос.Голованово). Туда до сих пор нет нормальной дороги, и поезд узкоколейки - единственная надежная связь со внешним миром.
Но в мае 2008 года Горьковская железная дорога отменила все пассажирские поезда Тумская - Голованова Дача. Официальная причина - плохое состояние путей и огромные убытки от эксплуатации линии. И кто знает - услышим ли мы еще когда-нибудь свисток тепловоза в Мещере, или же линию разберут навсегда...
Ваше обращение по вопросу восстановления в кратчайшие сроки железнодорожного пригородного сообщения на участке Тумская - Голованова Дача рассмотрено руководством дороги.
Движение пригородных поездов на участке Тумская - Голованова Дача временно закрыто в связи с аварийным состоянием инфраструктуры пути с 25.05.2008. Ориентировочная стоимость работ по восстановлению инфраструктуры пути составляет 312 млн. руб.
В 2007 году на участке Тумская - Голованова Дача доходные поступления составили 39973 руб, а расходы 3274,2 тыс. руб. Из бюджета Рязанской области поступили денежные средства на компенсацию убытков от пригородных перевозок в размере 387 тыс. руб.
Решение по закрытию или дальнейшей эксплуатации участка Тумская - Голованова Дача будет принято на совместном совещании руководства дороги и Губернатора Рязанской области.
И.О. заместителя начальника дороги И.А.Шугуров
Остались фотографии с этой дороги - из поездки осенью 2006 г...
Так выглядел поезд Тумская - Голованова Дача. Он отправлялся два раза в сутки - но только по понедельникам и пятницам...
Линия в районе седьмого километра.
Снегоочиститель в Гуреевском.
Вокзал в Гуреевском.
Развилка. Прямо - линия на Туму (главный ход бывшей Мещерской магистрали), направо - ветка на Голованову Дачу. Поезд менял в Гуреевском направление движения.
Польский вагон "Пафаваг" - наследие Мещерской магистрали.
Едем в сторону Головановой.
В радиусе километров 10 от Тумы леса почти нет - это следы как вырубок, так и многочисленных пожаров.
Наконец начинается молодой лес.
А за ним - небольшая деревня Сосы (9 км.)
Начинаются сосны.
А вот и Курша (первая, не путайте ее с трагической
Куршей-2, расположенной километрах в 7 на юго-восток)
Курша-1.
Голованово, заколоченный вокзал. Кому нужен зал ожидания, если последние годы поезд приходил сюда только четыре раза в неделю?
Голованова Дача. Слово "дача" в данном случае означает не домик-"фазенду", как мы сейчас привыкли, а нечто вроде лесничества с немаленькой весьма территорией.
Линия в поселке.
Стрелка.
Маневры - тепловоз "обгоняется" на треугольнике.
Когда-то здесь была станция...
Готовимся в обратный путь. Кто же знал что возможно мы ехали там в последний раз...
Гуреевский ночью.
Тума. Прощание.