Обход Северомуйского тоннеля считается, пожалуй, красивейшим участком всего БАМа. Чтобы не превысить максимально допустимый уклон при подъеме на Ангараканский перевал, линия железной дороги вьется узлами по склонам гор, серпантином поднимаясь к перевальному седлу. Там где по дневной поверхности всего 22 км, поезд преодолевает почти 57, поднимаясь и спускаясь почти на полкилометра.
На обходе можно увидеть несколько уникальных инженерных объектов. Самый знаменитый, несомненно, «Чертов мост» - высокая эстакада на двухъярусных опорах над руслом Итыкита, изогнутая и расположенная в подъеме. Говорят, при проследовании тяжелых поездов этот мост даже немного раскачивался.
С обеих сторон перевала находятся петлевые тоннели - рельеф местности не позволил сделать изгиб серпантина на склоне, и этот поворот выполнен внутри горы. Особенно интересен западный (1-й) тоннель - поезд въезжает в портал, а через некоторое время показывается из другого портала над или под первым, совершив оборот на 180 градусов. Когда по обходу проходили грузовые поезда, порожние составы могли быть довольно длинными. В этом случае локомотив появлялся из тоннеля довольно скоро после того, как в нем скрывался последний вагон.
К сожалению, пассажиры скорых и пассажирских поездов почти не видят этой красоты - они проезжают по тоннелю, причем глубокой ночью. Лишь рабочие поезда Таксимо - Новый Уоян, перевозящие в основном работников железной дороги, два раза в сутки в каждую сторону следуют по обходу, встречаясь на разъезде Перевал.
При проектировании бурятского участка БАМа стало ясно, что Северомуйский тоннель не может быть сооружен быстро. По этому для пропуска строительных грузов в кратчайшие сроки, с августа 1982 по март 1983 г, был сооружен временный обход - линия Ангаракан - Казанкан протяженностью 24,6 км. Его проект был составлен по сильно облегченным нормам (уклон до 40 метров на километр расстояния), в результате чего средняя длина грузового поезда была всего несколько вагонов - больший вес никакой тепловоз не мог поднять по такой крутизне.
Строительство Северомуйского тоннеля, ведущееся в сложнейших геологических условиях, сильно затягивалось. В ноябре 1985 года начато сооружение современного обхода - длина 54,3 км, уклон до 18 м/км., завершенное к 1989 г. Тогда же старый обход был разобран, и сейчас лишь насыпь и бетонные мосты указывают его трассу.
В наши дни, несмотря на успешное окончание четвертьвекового строительства Северомуйского тоннеля, высокогорный обход пока оставлен в работе - большая сейсмичность района еще может принести неожиданный сюрприз.
Несмотря на красоты окружающей местности и искусственных сооружений, в этот район приезжает совсем немного туристов. Чтобы наиболее полно осмотреть Северомуйский обход с поезда, надо ночевать в Новом Уояне (гостиниц и турбаз нет, только вокзал), а потом на утреннем рабочем поезде ехать в Таксимо. Обратный вариант не предусматривает ночевки на вокзале, но менее предпочтителен из-за маленьких стоянок на разъездах.
Но лучше всего приехать сюда летом с палаткой, высадится на разъезде Перевал, и не спеша пойти по линии пешком в ту или другую сторону - в Казанкан или Ангаракан, где останавливаются поезда дальнего следования. Это позволит вдоволь насладиться красотой горных вершин и удивиться человеческому гению, проложившему железную дорогу в труднейших условиях горных долин…
На разъезде Осыпной.
Рабочий поезд №5610 Новый Уоян - Таксимо на разъезде Перевал.
Разъезд Перевал.
Разъезд Ангаракан - здесь начинается обход.
Вид на Ангараканский перевал с запада.
Путейская будка.
Линия обхода ответвляется в сторону от главного хода на 4 км. от Ангаракана, и начинает набор высоты, пересекая главнй ход еще до того, как тот скроется в тоннеле.
Долина Ангаракана.
Разъезд Осыпной.
Реки еще не успели замерзнуть.
В состав рабочих поездов обязательно входит платформа. По мере надобности, путейцы и связисты грузят на нее свой инвентарь и материалы для доставки на линию.
Петлевой тоннель №1 (западный). На снимке видны оба его портала.
Линия БАМ в долине Ангаракана.
Общий вид обхода на западной стороне перевала. Линия уходит вверх по Ангаракану (там разъезд Осыпной), возвращается обратно, проходит "Чертов мост" (справа за кадром) и поднимается к петлевому тоннелю (портал слева за кадром). Снимок сделан сразу после выезда из петлевого тоннеля.
"Чертов мост" - виадук в кривой с подъемом.
Высадка рабочих около перевала.
Разъезд Перевал расположен на седловине, недалеко от высшей точки перевала.
Станционное здание.
Рабочий поезд №5610 на разъезде Перевал.
Каменные россыпи около высшей точки линии.
На таких высотах ландшафт становится субальпийским.
Разъезд Горячий Ключ. Как разительно он отличается от одноименной станции участка Краснодар-Туапсе!
Поселок Северомуйск и долина Муякана.
Путепровод старого обхода.
Здесь сходятся линии с тоннеля и перевала.
Путепровод около поселка.
Путепровод над восточным порталом тоннеля.
Разъезд Казанкан - конечная точка обхода.